В Петербурге обсудили. Интернет и информационное общество

Вчера, 30 января 2012 года, в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялось обсуждение на тему «Интернет: от дискуссий в сети к протестам на улице». В основу полемики легли результаты опроса общественного мнения, которое было проведено агентством социальных исследований «АСИ Санкт-Петербург». По результатам опроса стало очевидно, что подавляющее большинство петербуржцев являются активными пользователями Интернета, причем высокий процент от их числа придерживается активной гражданской позиции. Между тем эксперты разошлись в суждениях на тему существования в России настоящего «информационного общества».

Эксперты, принявшие участие в дискуссии 30 января 2012 года в пресс-центре «Росбалта», в качестве основных выделили для себя вопросы, среди которых: что из себя представляет петербуржский интернет-пользователь, как он относится к уличным протестам и какое у него отношение к выборам Президента РФ. Весьма большой упор в дискуссии был сделан на определение роль так называемого «креативного класса», то есть людей, выбравших для себя Интернет как основной источник получения информации и оказывающих воздействие на процессы трансформации политической структуры общества.

В первой части мероприятия научный руководитель агентства социальных исследований «АСИ Санкт-Петербург» Роман Могилевский предоставил результаты опроса общественного мнения, проведенного членами «АСИ»: генеральным директором агентства Андреем Могилевским и директором по исследованиям Анной Сафроновой.

Как выяснилось по результатам исследования, 72 % опрошенных жителей Петербурга являются пользователями Интернета (в численном эквиваленте это примерно 3 миллиона человек). 91 % от этого количества являются людьми младше 45 лет, причем большая их часть обладает высшим образованием. Среди них 85 % заявили, что пользуются Интернетом на регулярной основе, и лишь 7 % – эпизодически. Около 93 % опрошенных интернет-пользователей сказали, что выходят в Интернет из дома, а 49 % опрошенных поделились, что имеют доступ в Мировую сеть по месту работы. Около 2 % интернет-пользователей выходят в сеть, находясь в дороге (например, в общественном транспорте). Обладателями аккаунтов в социальных сетях оказались 46 % из числа опрошенных интернет-пользователей.

«Интернет становится постоянным занятием для подавляющего числа населения, – подвел черту г-н Могилевский. – Использование Мировой сети в повседневной жизни перестало быть локальным явлением. Теперь оно занимает поистине большое пространство».

Впрочем, как выяснилось, самой социально-активной прослойкой среди интернет-пользователей являются молодые люди 18-24 лет. Именно среди этой группы самый высокий процент тех, кто знает о митингах (83 %), а также самый высокий процент тех, кто митинги поддерживает (среди студентов этот показатель достигает 34 %).

Большинство опрошенных согласились с утверждением, что выборы – это электоральная альтернатива протестным акциям. 73 % опрошенных согласились пойти на выборы, если те окажутся честными. Между тем большинство опрошенных признались, что не видят разницы между заявленными кандидатами.



Научный руководитель агентства социальных исследований
«АСИ Санкт-Петербург» Роман Могилевский



В конце оглашения результатов исследования Роман Могилевский объявил о том, что, по его мнению, на исторической арене появляется новый класс, относящийся к информационному обществу. Это новые люди, навязывающие обществу новые ценности и интересы, а также катализирующие использование новых видов коммуникаций. Самое же главное, по мнению г-на Могилевского, – это то, что эти люди не удовлетворены тем местом, которое они занимают в обществе.

Контраргументы данной точке зрения привел директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей Чугунов.

«Не могу согласиться с тезисом о существовании нового информационного общества, – отметил г-н Чугунов. – Ни Интернет, ни телекоммуникационные сети, ни телевидение ничего принципиально нового в социум не вносят. Говорить о том, что существует некое специфическое общество Интернета – это то же самое, что говорить о специфическом обществе телевидения».

Андрей Чугунов отметил, что есть люди, ориентированные на те или иные каналы информации, есть фанаты, а также есть и те, для кого тот или иной канал информации становится сродни наркотику. Впрочем, одного такого критерия, как предпочтение того или иного информационного канала, для суждений о возникновении новой формы общества явно недостаточно.



Директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО
и генеральный директор НП ПРИОР Северо-Запад Андрей Чугунов



Однако эксперт предположил, что все-таки движение в сторону прогресса в современном обществе присутствует.

«Информационное общество – это некий процесс, связанный с глобализацией, – поделился своей точкой зрения Андрей Чугунов. – Здесь речь идет о возникновении новых социальных явлений. И те данные, которые связаны с активностью молодежи, наводят на определенные радостные мысли о возможности обновления нашего общества. Если молодежь придет на выборы, то наше общество имеет все шансы стать другим – в позитивном смысле».

Особую точку зрения продемонстрировала ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Элла Панеях.

«Я отчасти соглашусь, отчасти поспорю с обоими предыдущими выступающими, – сказала г-жа Панеях. – Соглашусь в том, что возникновения какого-то принципиально нового информационного класса мы не наблюдаем. Все, что мы имеем на сегодняшний день – это два слова: «стабилизация» и «модернизация», которые повторяются сплошь и рядом. Мы знаем, что в нестабильном обществе классовая структура не проявлена и люди не ассоциируются с группами, к которым принадлежат, они просто не понимают, кто они такие и какие правила игры навязывает им их социальная позиция. В стабильном обществе проявляются классовые границы, а люди, наконец, чувствуют сходность интересов с похожими на них людьми. А еще мы видим то, что выглядит как нарастание конфликта, хотя это, как правило, мирный конфликт. Что же касается слова «модернизация», то оно означает наличие технических средств. Мы имеем компьютер, Интернет, а значит, у нас есть возможность связываться с другими людьми. Однако это всего лишь техническая возможность».

Кроме того, Элла Панеях отметила, что в настоящее время у среднестатистических пользователей Интернета сложность и разнообразие социального опыта находится на том уровне, каким 5 лет назад обладали только люди с высоким социальным статусом. По мнению эксперта, такая тенденция оказывает весьма большое влияние на мобилизационный потенциал, а именно на уровень возможности людей к взаимному объединению друг с другом или же, напротив, уходу в контрпозицию.



Член оргкомитета движения «За честные выборы» Наталья Евдокимова
и ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Элла Панеях



«Такой уровень социального опыта особенно сильно влияет на «расстановку взглядов» в современном обществе, – резюмировала г-жа Панеях. – Мы видим, что уже не власть смотрит на всех, а все способны направить свой личный «прожектор» на то, что им не по нраву. И чем большим людям вы «наступили на хвост», тем больше «прожекторов» на вас направлено. Это самое главное из того, что сейчас происходит».

Мысль о том, что интернет-сообщество, являющееся образующим элементом для информационного общества, все-таки существует, высказала член оргкомитета движения «За честные выборы» Наталья Евдокимова.

«Мы видим тот тип интернет-сообщества, которое способно передавать друг другу информацию, недоступную ни на одном из телевизионных каналов, – отметила г-жа Евдокимова. – Этот огромный объем информации можно передать очень быстро, успеть обсудить эту информацию и в результате создать дискурс».



Эксперты, обсуждающие Интернет и информационное общество:
Наталья Евдокимова, Элла Панеях, Андрей Чугунов и Роман Могилевский



По мнению Натальи Евдокимовой, современный Интернет включает в себя «бесконечные, продолжающиеся в режиме нон-стоп форумы», на которых происходит обсуждение важнейших событий жизни.

«Двадцать лет назад единственным контактом у людей был телефон. Для того чтобы обзвонить большое количество людей, собрать их и прийти к какому-либо совместному решению, требовалось несколько часов телефонных переговоров. В настоящее время для этого достаточно лишь одного сообщения, разосланного в комьюнити. Яркий пример – митинг в Петербурге, прошедший 10 декабря, а согласованный лишь вечером 9 декабря. Не обладай мы имеющимся у нас интернет-сообществом, оповещение столь большого количества людей за столь короткий промежуток времени было бы просто невозможно. Возможность стремительно быстрого оповещения людей – это очень важная вещь», – отметила г-жа Евдокимова.

По результатам дискуссии ее участники пришли к выводу, что сетевое сообщество наделено креативной способностью и таким образом может влиять на общество, однако глобальные тренды в политике и экономике все-таки в большей степени касаются реального, а не виртуального мира, что можно проследить по рейтингу акций интернет-компаний на реальной бирже.

Другими словами, в настоящее время интернет-сообщество не может оказывать того влияния на общество, которое ему часто приписывают. Впрочем, ситуация может и измениться, хотя в обозримом будущем такие изменения вряд ли будут иметь место.

Что же касается честных выборов, то эксперты посчитали, что борьба за них не может быть напрасной и что роль Интернета и его пользователей в контексте этой борьбы вряд ли может быть переоценена.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Интернет, Маркетинг, Web

Ключевые слова: Интернет, социальные сети, Рунет