По поводу внедрения технологий ГЛОНАСС/GPS в региональную навигационно-информационную систему транспортного комплекса одним из основных докладчиков выступил руководитель департамента проектов ЗАО «ЕНДС» («Единая национальная диспетчерская система») Алексей Новиков.
По словам г-на Новикова, региональная навигационно-информационная система (РНИС), построенная на основе технологий ГЛОНАСС/GPS, включает в себя, во-первых, систему управления движением транспортных средств, во-вторых, информационную систему обработки данных о транспортных средствах и данных о происшествиях, в-третьих, системы определения и сбора платежей, а также систему управления сигналами светофоров и многое другое.
Основа такой системы – серверное программное обеспечение. В процессе ее создания развертывается диспетчерский центр с определенным количеством объектов, к которому постепенно подсоединяются предприятия, изначально не входившие в эту систему. Также существует доступ к необходимой информации, находящейся в этой системе, что тоже позволяет пользоваться ею неограниченному количеству населения.
Г-н Новиков также рассказал, что на текущий момент на пути внедрения РНИС не осталось практически никаких препятствий. К примеру, в этом году окончательно была сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая основы развития технологий спутниковой навигации. Также в этом году наблюдается бурное внедрение навигационных систем в государственном сегменте.
Внедрение единой региональной навигационно-информационной системы (РНИС) продиктовано необходимостью повышения качества пассажирских и грузовых перевозок на всех видах транспорта (личный, грузовой, общественный, внеуличный) и повышения уровня безопасности на дорогах.
«Наблюдается заметное по своим масштабам внедрение навигационных систем в государственном сегменте, но одновременно с этим усиливается борьба в коммерческом сегменте за корпоративных клиентов, – рассказал Алексей Новиков корреспонденту spbIT.ru. – Все это требует мобилизации от игроков на нашем рынке как с точки зрения увеличения активности продаж, так и с точки зрения увеличения активности в новых разработках».
Выступление руководителя департамента проектов ЗАО «ЕНДС» Алексея Новикова
Как следовало из доклада г-на Новикова, внедрение в регионе единой навигационно-информационной системы имеет свои преимущества в различных плоскостях. Во-первых, оно позволяет пассажиру сократить время поездок в общественном транспорте на 25-30 %, а также обеспечивает повышение уровня безопасности на транспорте (антитеррор), снижает на 30 % время оказания экстренной помощи оперативными службами, минимизирует проблему пробок и помогает достичь соблюдения расписания городского общественного транспорта.
«Прежде всего, мы видим достижения в социальной плоскости, – рассказывал Алексей Новиков. – Пассажир получает качественное обслуживание, получает возможность выполнять рейсы в соответствии с расписанием, плюс к этому он получает информационную поддержку из наших систем. Кроме того, данные технологии позволяют автомобилистам получать актуальную информацию о дорожной ситуации в режиме реального времени по маршруту движения и заранее планировать время в пути».
Г-н Новиков рассказал, что в 2011 году компания «ЕНДС» вывела на рынок несколько новых приборов, относящихся не только к мобильному навигационному сопровождению, но и к персональному навигационному сопровождению.
«В этом году мы реализовали в городе Орле проект «Народный маршрут», суть которого заключается в следующем: по СМС-запросу на короткий номер приходит ответ о времени прибытия ближайшего транспортного средства. Благодаря такому сервису снимается социальная напряженность в противоречиях между теми клиентами, которые считают, что транспортное обслуживание не удовлетворяет их потребности, и властями», – рассказал г-н Новиков.
РНИС обладает и экономическим эффектом: происходит существенное снижение состава диспетчеров, экономия государственных средств, а также имеет место тот факт, что работа предприятия становится прозрачной и создается единое информационное пространство, в рамках которого находятся все сотрудники предприятия.
«Наше программное обеспечение построено по модульному принципу, что позволяет каждому сотруднику выделить программное обеспечение, которое автоматизирует именно его бизнес-процессы, – рассказал Алексей Новиков. – Таким образом, мы действительно говорим о том, что создаем комплекс, который нацелен и на улучшение эффекта и для населения, и для сотрудников, и для государственной власти».
Выступивший вслед за г-ном Новиковым директор компании «ГЛОНАСС Северо-Запад» (напомним, что эта компания недавно является одним из основных партнеров НИС ГЛОНАСС в регионе – см. новость раздела «ГЛОНАСС Северо-Запад» от 2 августа 2011 г.) Артем Матяш рассказал, что РНИС охватывает не только пассажирский и коммерческий транспорт, но и специальный транспорт, к которому относятся ЖКХ, лесное хозяйство, опасные грузы и дорожная техника, а также экстренные оперативные службы: МЧС, МВД и Скорая помощь.
По словам г-на Матяша, использование навигационных технологий становится необходимым условием инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов, а также элементом современного образа жизни.
«Целью внедрения РНИС является расширение возможностей существующей региональной и общегородской навигационно-информационной системы транспортного комплекса в интересах удовлетворения спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта, а также обеспечение безопасности жизнедеятельности, привлечение инвестиций и развитие смежных отраслей экономики в субъекте РФ», – резюмировал Артем Матяш.