На своем ближайшем заседании 22 июля Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) может выделить частоты для строительства сети спутниковой связи компании ЗАО «Транзит телеком», следует из информационного листа к заседанию комиссии. Во вторник согласительное совещание ГКРЧ предварительно одобрило заявку этой компании, знает источник в компании и подтверждает источник, близкий к ГКРЧ.
Компания «Транзит телеком» принадлежит предпринимателю Борису Звездареву, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». По словам источника в «Транзит телекоме», в скором времени не менее блокирующего пакета компании получит РКК «Энергия», сейчас завершается оформление документов. Топ-менеджер РКК «Энергия» сказал «Ведомостям», что у компании сейчас «плотное сотрудничество» с «Транзит телекомом», но не стал сообщать детали.
По данным «СПАРК-Интерфакса», гендиректором «Транзит телекома» является сын президента РКК «Энергия» Иван Лопота. По словам участника согласительного совещания, на нем компанию представлял другой гендиректор — Андрей Бородаенко, сын бывшего сотрудника аппарата ГКРЧ, а сейчас консультанта аппарата ГКРЧ Юрия Бородаенко. По словам же источника в «Транзит телекоме», сейчас компанию возглавляет владелец Борис Звездарев.
«Транзит телеком» собирается создать систему подвижной спутниковой связи «Энергия-IMT» на базе двух космических аппаратов, которые будут расположены на геостационарной орбите в точках 76,5 и 159,5 градуса в. д., следует из информационного листа ГКРЧ. По замыслу авторов проекта сеть будет обслуживать абонентов в удаленной и малонаселенной местности — аппараты сети, там где это возможно, будут работать в обычной мобильной сети, а когда она будет недоступна — в сети спутниковой связи. Компания планирует главным образом предоставлять мобильный интернет, но будет также предоставлять и голосовые услуги, говорит источник в «Транзит телекоме».
По словам собеседника «Ведомостей», компания рассчитывает, что затраты на космическую часть инфраструктуры могут составить до 15 млрд руб., еще примерно столько же нужно будет потратить на наземную инфраструктуру. Отчасти это финансирование компания рассчитывает получить в китайском экспортном агентстве под гарантии одного из российских банков, так как с большой вероятностью спутник будет построен в Китае, говорит он. Переговоры с банками уже идут. Появление абонентских устройств — не проблема, считает собеседник «Ведомостей», если будет создана сеть, то производители оборудования смогут довольно быстро разработать устройства и начать их выпуск.
Частоты, запрошенные «Транзит телекомом», отчасти пересекаются с теми, которые уже выделены Роскосмосу для создания экспериментальной сети подвижной спутниковой связи «Луч». Компания запросила частоты 11450-11700 и 14000-14250 МГц, тогда как в 2010 г. Роскосмосу были выделены частоты 11450-11550 и 14000-14100 МГц для связи наземных станций в Москве, Железногорске, Новосибирске и Иркутске с космической станцией «Луч-4», следует из решения ГКРЧ. Выдача одних и тех же частот в данном случае не должна вызвать проблем, поскольку это разные радиоэлектронные средства и все зависит от наличия между ними электромагнитной совместимости, говорит источник, близкий к ГКРЧ.
Схема проекта повторяет схему по которой работают, в том числе и в России, компании Thuraya и Inmarsat, говорит гендиректор «Сетьтелекома» (бренд AltegroSky) Сергей Пехтерев. В России есть другой аналогичный проект — «Енисей», который разрабатывает конкурент РКК «Энергия» — «Информационно-спутниковые системы» им. Решетнева, знает он. Видимо, оба проекта рассчитывают на выделение под них государственного финансирования для замещения иностранных операторов, предполагает Пехтерев, однако коммерческий потенциал этих проектов под вопросом. В частности, конкурентное преимущество Thuraya и Inmarsat — работа по всему миру, тогда как потенциальные абоненты этих проектов будут ограничены Россией и ТС, объясняет он. Кроме того, к тому времени, как будут реально разработаны и запущены спутники, Thuraya и Inmarsat введут в строй новое поколение аппаратов, замечает он. Наконец, для государства сейчас важнее заменить отечественной системой сеть Iridium, которая построена на низкоорбитальных спутниках и поэтому в отличие от Thuraya и Inmarsat работает в районах Крайнего Севера. Однако геостационарные спутники, расположенные над экватором, для создания такой сети будут бесполезны, заключает Пехтерев.
Олег Сальманов