Viadeo прошла собеседование. Социальная сеть разместилась на бирже

На бирже Euronext в Париже начались торги акциями французской Viadeo Group, управляющей социальной сетью профессиональных контактов. Инвесторы решили, что компания себя переоценила — после размещения котировки снизились уже примерно на 17%. Ключевой для себя российский рынок Viadeo пока не монетизирует, открыв бесплатный доступ к сайту для всех пользователей, следует из инвестмеморандума.

Вчера компания Viadeo начала торги ценными бумагами на бирже Euronext. До того на прошлой неделе в течение трех дней торговались так называемые promises of shares — номинальные права на акции. С момента их размещения, состоявшегося 2 июля, котировки не превышали изначально предложенную цену — €17,1. В понедельник торги открылись с отметки €15 за акцию, после чего опустились еще на 4,31% — до €14,21 на 19:30 по Москве. Таким образом, снижение по сравнению с ценой размещения достигло 17%. Всего Viadeo привлекла €24,4 млн, исходя из оценки всего бизнеса в €171,1 млн. Значительную часть объема, выставленного на продажу, приобрели сами же основные акционеры Viadeo — Bpifrance Participations, Idinvest Partners и Ventech, выкупившие бумаги примерно на €11,5 млн. Вырученные в ходе IPO средства будут направлены на укрепление продаж во Франции и Китае, развитие собственной платформы и мобильных технологий.

Viadeo Group основана Даном Серфати и Тьерри Лунати в 2004 году, владеет брендами Viadeo и Tianji (китайская социальная сеть, вошедшая в состав Viadeo Group в 2007 году). Российская версия Viadeo развивается в рамках совместного предприятия Viadeo Group и издательского дома Sanoma Independent Media. У каждого участника СП, созданного в октябре 2011 года, по 50%. В него также входит новостной ресурс RB.ru.

Всего Viadeo работает в 168 странах на восьми языках: русском, английском, французском, итальянском, испанском, китайском, немецком и португальском. В прошлом году выручка Viadeo выросла на 11,5%, составив около €30 млн, чистый убыток — €13,1 млн, EBITDA — €1,1 млн против €0,7 млн в 2012 году (без учета бизнеса в Китае). 51% выручки Viadeo приходится на продажу онлайн-подписки для пользователей, 28,5% доходов — на тренинги и услуги рекрутинга, еще 16% — на рекламу и интернет-маркетинг, 4,4% — в графе "другое". 95% доходов компании пришлось на Францию, 2,7% — на Китай, на страны Африки — 0,1%. Российский рынок — один из ключевых и третий по размерам — приносит пока лишь около 1% выручки. Всего в Viadeo зарегистрировано 59 млн пользователей, из них около 9 млн — во Франции, почти 20 млн — в Китае, 3 млн — в Африке, почти 1 млн — в России. Россия — крупнейший по количеству интернет-пользователей рынок в Европе с большим потенциалом, а проникновение соцсетей и смартфонов составляет еще 36% и 33% соответственно, следует из меморандума Viadeo к IPO. Viadeo специально не форсирует монетизацию на российском рынке, говорится в документе, отказавшись от доходов от подписки: в России у всех пользователей по умолчанию премиальные аккаунты.

Основной конкурент Viadeo на глобальном уровне — профессиональная соцсеть LinkedIn, которая провела IPO в 2011 году на Нью-Йоркской фондовой бирже. Сейчас ее капитализация составляет чуть менее $21 млрд, а количество пользователей превышает 277 млн. Выручка LinkedIn в первом квартале 2014 года — $473 млн, чистый убыток — $13,4 млн. Главные конкуренты на российском рынке — "Профессионалы.ru" и "Мой круг" (принадлежит "Яндексу"). Их аудитория, по данным TNS Russia за май 2014 года, составляла 2 млн и 1,13 млн россиян соответственно.

Роман Рожков

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: социальные сети