Под виртуальной реальностью мы понимаем созданный искусственно и передаваемый человеку виртуальный мир, в котором можно погрузиться в новое визуальное измерение. Первоначально VR планировалось использовать в создании игр и приложений, и в настоящее время рынок таких приложений растет стремительными темпами. Однако теперь VR начинает входить в различные сферы жизни человека. Строительство, обучение, искусство – новая реальность внедряется повсюду. Даже медицина в своем современном развитии обратилась к виртуальной реальности. Все это убеждает в том, что в ближайшие годы VR будет все важнее и сильнее в мире IT.
Итак, мы уже упомянули, что под VR подразумевается некое параллельное измерение, созданное технически. Погрузившись в эту реальность, мы видим перед собой новый мир, в котором можно передвигаться, совершать любые действия. VR имитирует реальные ощущения, создает звук, передает эмоции, влияя на нашу нервную систему. Это совершенно новый мир, возможности которого безграничны, пока мы находимся в нем словно в некой компьютерной игре. Как же происходит погружение в него?
Наиболее распространенным способом создания виртуальной реальности для пользователя являются так называемые VR-шлемы, которые, однако, представляют собой скорее очки, нежели настоящие шлемы. Надев такое устройство, мы переходим в новое измерение и погружаемся в новое пространство. Очки подключаются к персональным компьютерам, консолям или смартфонам, с которых запускают приложения, игры или программы. Цена очков может колебаться от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. На сегодняшний день на рынке можно найти множество таких устройств.
В настоящее время существуют и другие, менее распространенные способы подключения к VR. В качестве примера можно назвать MotionParallax3D дисплеи или виртуальные ретинальные мониторы.
Одним из самых популярных и важных методов применения VR в 2020 году стало внедрение ее в сферу онлайн-образования. Многие онлайн-платформы предлагают курсы по работе с виртуальной реальностью, самой известной из них является Coursera. Западные компании вводят курсы повышения квалификации для своих сотрудников, а передовые компании мира ищут возможности закрепить работу из дома навсегда с помощью новых виртуальных технологий. В это время некоторые университеты создают целые аудитории и классы в новой реальности таким образом, что студенты смогут учиться из дома и при этом получать эффект присутствия в настоящем университете в другой точке мира.
Кстати, стоит заметить, что Министерство просвещения Российской Федерации планирует внедрить элементы VRво все российские общеобразовательные школы уже в ближайшее время.
Активно используется VR в строительстве. Новые создаваемые VR-проекты призваны помочь архитекторам построить свои идеи в виртуальной реальности до претворения в жизнь, и вживую прочувствовать масштабы, объемы, механизмы разработки различных деталей. Более того, такие проекты служат отличными макетами, которые можно согласовывать с заказчиками определенных работ: они действительно наглядны.
Виртуальная реальность может сейчас применяться в сфере туризма и путешествий. Воссозданные в новой реальности точки планеты могут позволить путешествовать прямо из дома – и ощущение пребывания в этих местах будет действительно реальным! Развивается VR и в медицине, о чем мы уже упомянули.
Тем не менее надо помнить о том, что изначальное применение VR в мире IT было связано с разработкой игр и приложений. Что же происходит на этом стремительно растущем рынке на фоне прорыва виртуальной реальности во многих сферах жизни человечества?
Еще на заре создания VR любители игр мечтали о том, что однажды можно будет играть в любимые игры «по-настоящему», то есть стрелять своими руками, бегать своими собственными ногами и получать настоящее ощущение присутствия в игре. Наконец это становится возможным! Игровой рынок VR стремительно растет: появляется все больше новых игр для ПК, смартфонов и консолей. PlayStation остается популярнейшей платформой для таких игр. По итогам 2019 года было продано более 4.2 миллионов шлемов VR для пользователей PS, а в нынешнем году эта цифра вырастет.
Все больше издателей выпускают новые игры для VR. Так, например, легендарная Valve выпустила не менее легендарную игру Half Life: Alyx в виртуальной реальности. Сейчас этот онлайн-шутер является одним из эталонов игр в новой реальности. За три месяца после релиза ее приобрели от 1 до 2 млн игроков, что также резко подняло объемы продаж шлемов.
Важной тенденцией является стремление многих разработчиков портировать полюбившиеся пользователям игры в виртуальную реальность. Так, например, появился Resident Evil: Biohazard, VR-версия культовой игры для PS 1990-х и 2000-х годов. Игра вышла действительно страшной и реалистичной. Еще одним характерным примером являются карточные игры и слоты. Благодаря работе крупнейшего покер-рума PokerStars, теперь онлайн-покер, являющийся одной из самых популярных игр всех времен, доступен в виртуальной реальности. Вместе с ним можно поиграть и в блэкджек, а также на игровых автоматах, при помощи VR попав в настоящее казино.
Еще с 2012 года, когда был выпущен революционный шлем Oculus Rift, ставший новым словом в развитии VR-игр, интерес к геймингу в новом измерении постоянно растет. VR-игры до сих пор пытаются решить ряд технических проблем, чтобы стать более впечатляющими и популярными. Однако их рынок продолжает расти, и вскоре на нем следует ожидать стремительного подъема, ведь технологии идут вперед.
Помимо игр, очень быстро растет рынок приложений в виртуальной реальности для Google Play и App Store. Свое приложение для VR выпустил YouTube: теперь видео можно смотреть в новом формате 360. Еще одним популярнейшим приложением является Orbulus: с ним мы сможем увидеть множество изображений, созданных технологией Google’s Photo Sphere, и получить эффект присутствия в различных местах планеты. Популярное приложение NYT VR является примером того, как экспериментируют с новой реальностью новостные агентства и порталы: в данном случае речь идет об издании New York Times. Это приложение создает новостные репортажи из различных мест: будь-то верхний этаж небоскреба или морская пучина. Увидеть такие репортажи гораздо интереснее, чем просто прочитать новостную статью.
Рынок приложений и игр растет и будет продолжать расти. По оценкам специалистов, рынок виртуальной и дополненной реальности к 2024 году вырастет примерно до 73 млрд долларов, тогда как его нынешний объем – 12 млрд. Разрабатываются все более легкие и удобные шлемы – скоро они станут выглядеть как солнечные очки. Игры же и приложения будут все чаще выпускаться и в обычном формате, и для виртуальной реальности. Вместе с этим устройства для VR становятся все доступнее, а сама реальность внедряется в разные сферы жизни стремительно и прочно.