По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в первом полугодии 2011 года при общем объеме рынка моментальных платежей в 426 млрд руб. на пополнение мобильных счетов пришлось около 285,4 млрд руб. (67%). В первой половине 2010-го этот показатель составлял 78% от совокупного оборота в 358 млрд руб.
Как отмечает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким, снижение доли платежей за сотовую связь объясняется двумя причинами. «Во-первых, быстро растут другие категории платежей, в том числе погашение кредитов, денежные переводы, платежи в пользу государства. Во-вторых, операторы и банки активно продвигают безналичные формы платы за мобильную связь — с помощью банковских карт, интернет-банков, автопополнения», — поясняет г-н Ким. По его словам, сегодня 70—80% пополнений мобильных счетов проходит через системы моментальных платежей, и потенциал роста в этом сегменте практически исчерпан. «В то же время на рынке погашения кредитов, который по размерам превышает рынок сотовой связи, доля моментальных платежей пока 1,5—2%. Здесь есть куда расти», — говорит эксперт.
«Снижение доли сотовой связи в обороте платежных систем — следствие растущей конкуренции на рынке приема платежей и развития безналичных форм оплаты услуг связи», — отмечает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. По ее словам, альтернативой наличным платежам все чаще служат банковские карты, сайты операторов, мобильные приложения. «Доля безналичных платежей за услуги связи МТС в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла примерно на 10%», — добавляет г-жа Кузьменко.
В «ВымпелКоме» также отметили, что считают наиболее перспективными безналичные расчеты. «Уже сейчас заплатить без комиссий за услуги «Билайна» абоненты могут через сайт оператора с предварительно зарегистрированной банковской карты, в ряде дилерских салонов и с помощью платежной системы RURU», — сообщила представитель оператора Наталья Ташкеева. Она уточнила, что большинство абонентов «Билайна» имеют мобильные кошельки, а значит, «являются потенциальными пользователями систем мобильной коммерции».
На растущую популярность альтернативных путей пополнения счета сослались и в «МегаФоне». «Абоненты выбирают различные каналы оплаты, которые удобны для них: сети банкоматов, салоны дилеров, банковские карты», — подчеркнула пресс-секретарь компании Юлия Дорохина.
Даниил Скоринкин