О том, что последний из обсуждаемых вариантов дальнейшего развития Единой биометрической системы (ЕБС) — это создание совместного предприятия с участием «Ростелекома», правительства и Банка России, РБК рассказал собеседник, близкий к его потенциальным участникам, а также два источника в банках. По словам одного из собеседников, решение о таком составе принято, формирование СП может завершиться к лету. Второй собеседник уточнил, что руководителем новой компании может стать выходец из Федеральной налоговой службы (ФНС), но кто именно — не уточнил.
Как сообщил РБК представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего проект, создание СП «находится в стадии проработки». «В планах запустить предприятие примерно через полгода. Решение по параметрам совместного предприятия, а также детали его функционирования комментировать преждевременно», — сказал он.
Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев. Представитель ЦБ не ответил на вопросы РБК. РБК направил запрос в ФНС.
ЕБС была создана в 2018 году по инициативе Минцифры и Банка России. Оператором системы является «Ростелеком». Чтобы воспользоваться системой, пользователь должен сдать образцы биометрии (слепки лица и запись голоса) в определенных отделениях банков и зарегистрироваться на портале госуслуг. С этого года регионы могут запустить возможность сбора биометрии в МФЦ.
С помощью ЕБС можно получать банковские услуги, электронную подпись в удостоверяющих центрах, приобретать электронные сим-карты (eSIM), в прошлом году система тестировалась для проведения аттестации в российских вузах, в ближайшее время может быть запущена идентификация для участия в судебных заседаниях. В конце декабря ЕБС получила статус государственной информационной системы.
В ноябре прошлого года на конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence президент России Владимир Путин говорил, что биометрические данные должны храниться в единой и защищенной государственной информационной системе. «Государство должно взять на себя ответственность за ее хранение и при этом обеспечить свободный доступ к ней банкам, другим организациям, но в полностью зашифрованном виде, исключающем любое внешнее вмешательство, открытый доступ к персональным данным человека», — указывал он.
По данным ЦБ, на сегодняшний день в системе зарегистрировано более 236 тыс. пользователей. К ней подключено 217 банков, сдать биометрические данные можно в 13 тыс. отделений банков.
Еще весной прошлого года источники РБК на телекоммуникационном рынке говорили, что для развития ЕБС обсуждается вариант создания совместного предприятия с участием «Ростелекома» и Сбербанка. Как рассказывал в интервью РБК глава Сбербанка Герман Греф, предполагалось, что в новой компании — «Цифровые технологии идентификации» — «Сбер» и «Ростелеком» могли получить по 49%, а оставшиеся 2% — правительство. Модель предполагала, что за каждое использование биометрического образца бизнес будет платить СП по определенному тарифу. В будущем не исключалась возможность расширения числа участников. Как прогнозировал президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, создание такого СП могло «в достаточно короткие сроки» позволить увеличить базу ЕБС до 30–40 млн слепков.
Позднее участниками СП назывались и другие крупнейшие банки, включая ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Тинькофф-банк и Почта-банк. Но как сообщал «Коммерсантъ», такой вариант не устроил Сбербанк.
По словам источника РБК на банковском рынке, кредитным организациям никто не называл причины отказа от участия банков в проекте. «Минцифры и «Ростелеком» просто перестали приглашать кредитные организации на обсуждения проекта», — сообщил он. При этом два собеседника РБК связали новый состав участников СП с тем, что к предыдущим форматам СП были вопросы у Федеральной службы безопасности (ФСБ).
ВТБ будет действовать в соответствии с утвержденными правительством и Банком России направлениями развития биометрической системы, сказал РБК представитель банка. Представители других крупных кредитных организаций не предоставили официальные ответы на запросы РБК.
Руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея считает, что участие крупных государственных структур и «Ростелекома» в развитии системы — «достаточно понятный шаг», тогда как «появление в проекте банков могло послать неправильный сигнал о том, что ЕБС используется только для финансовых услуг, хотя эта система может применяться гораздо шире». Вторая причина отказа банков от проекта, по его мнению, заключается в том, что у самих банков есть собственные системы идентификации по биометрии, и участие в этом проекте могло бы их вынудить раскрывать информацию о своих биометрических технологиях, которой они не хотели бы делиться.
«Проблемы с распространением ЕБС кроются в трех причинах. Во-первых, низкий уровень доверия некоторых групп потребителей к новой технологии и низкий уровень цифровой грамотности, поэтому они не готовы сдавать свои биометрические данные. Во-вторых, отсутствие необходимой инфраструктуры. Сейчас уже везде используются камеры для идентификации по лицу, но при этом не так распространенно оборудование для идентификации по другим факторам (например, ладони). В-третьих, несовершенство цифрового регуляторного поля. Оно активно развивается, однако остаются вопросы: например, непонятен статус цифрового профиля: можно ли его приравнять к другим способам идентификации или нет», — перечисляет Кривошея.
При этом образцы биометрии, собранные банками, могут попасть в ЕБС, даже если они не будут участвовать в создании СП. Как заявил в конце прошлого года председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, до осени 2022 года будет разработан механизм передачи в ЕБС биометрических данных клиентов банков.
Анна Балашова, Евгения Чернышова