Председатель экспертной группы ЛОТПП и член федерального Совета по развитию цифровой экономики и членом рабочей группы «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика» Арсений Майоров рассказал РБК Петербург, как возникла эта идея: «Правительство России реализует национальные проекты. В то же время для их участников существует множество нормативно-правовых ограничений. Это связано с тем, что действующее законодательство в значительной степени ориентировано на традиционные сектора экономики и на аналоговые инструменты. Из-за этого большое количество новых инструментов, разрабатываемых в рамках нацпроектов, объективно очень сложно регулировать и вводить в реальный сектор экономики. Попытка государства применять традиционные методы регулирования может отбить у бизнеса само желание участвовать в реализации нацпроектов, что безусловно негативно повлияет на их исполнение. Сейчас компании нередко не успевают оперативно подстроить свою инновацию под существующее законодательство, и пока они этим занимаются, инновация устаревает. Это сейчас одна из главных проблем инновационного процесса в России».
Поэтому, по его словам, коллеги из Минэкономразвития предложили ввести своего рода «нормативно-правовые каникулы» для компаний, которые признаны адекватными целям и задачам нацпроектов. «Экспериментальный правовой режим предполагает ряд нормативных послаблений для субъекта инновации: неприменение отдельных актов общего регулирования (их отдельных положений), устанавливающих обязательные требования по лицензированию, аккредитации, получению допусков, согласований, разрешений, иных видов разрешительной документации, облегченная форма отчетности и так далее. Такой режим можно назвать «продвинутой» экономической зоной», — отметил Арсений Майоров.
По словам главы экспертной группы, эта модель содержится в законопроекте об экспериментальном правовом режиме, который недавно инициировало Минэкономразвития РФ. Этот законопроект предполагается рассмотреть в Госдуме уже в осеннюю сессию. «Мы хотим предложить конкретные решения — с тем, чтобы Ленинградская область была включена в экспериментальный правовой режим, — сообщил собеседник РБК Петербург. — Для этого мы собираем предложения от компаний, которые хотят принять в этом участие. Подчеркну — участие в проекте сугубо добровольное».
Поскольку экспериментальный правовой режим ориентирован на создание и применение цифровых инноваций, членам экспертной группы пришла в голову идея применить этот режим для предприятий, создавших свой цифровой двойник. Как утверждает Арсений Майоров, цифровой двойник очень удобен как самим предприятиям, так и регулирующим госорганам и потому имеет прямой смысл стимулировать предприятия к их созданию.
Цифровой двойник — это своего рода «цифровой аватар» компании, содержащий полную информацию о юридическом лице, как базовую (для этого надо оцифровать официальную информацию о предприятии, имеющуюся у различных госорганов — ФНС, Росреестре, Росстате и др.), так и текущую.
Цифровой двойник позволит предприятию, как утверждает глава экспертной группы, ссылающийся на мировой опыт, сократить управленческие издержки, качественно улучшить автоматизацию производства и повысить производительность труда — поскольку легкодоступная менеджменту и собственникам предприятия актуальная и достоверная информация о нем позволит оперативно принимать ответственные решения, что крайне важно в нынешних условиях быстро меняющегося мира. «Самые продвинутые, в цифровом смысле, предприятия об этом знают. Например, «Газпром нефть» по собственной инициативе уже создала свой цифровой двойник и успешно его использует», — говорит Арсений Майоров.
С другой стороны, модель цифрового двойника обеспечит госорганам правовой контроль за деятельностью предприятия практически в режиме реального времени. Последнее обстоятельство значительно облегчит работу контролирующих и регулирующих органов — как по контролю, так и по взаимодействию с предприятием. Это создает возможность избавить предприятие от ряда нормативно-правовых ограничений. Такая модель позволит заметно укорить реализацию нацпроектов, уверены в экспертной группе, как, впрочем, и в Минэкономразвитии.
«Мы планируем собрать от областных предприятий, которые могут и хотят претендовать на статус «резидента» зоны экспериментального правового режима, подготовленные ими предложения и, если правительство и Законодательное собрание Ленобласти нас поддержит, направить их вместе со своими предложениями в федеральные органы исполнительной власти, чтобы сразу после принятия закона Ленобласть могла претендовать на участие в экспериментальном правовом режиме», — поясняет Арсений Майоров.
Перспективным отраслями, толчок к развитию которых даст применение этого правового режима, он назвал транспортные и логистические бизнесы, особенно связанные с морскими портами Ленобласти, а также сферу образования. Также он считает, что в программу может вписаться бизнес, работающий в сферах строительства и ЖКХ.
По словам Арсения Майорова, ряд предприятий Ленобласти выразили желание участвовать в проекте. В ближайшее время они должны представить свои предложения.
Владимир Грязневич