Война машин, или Ликбез по рынку М2М

Вчера, 20 сентября, оператор МТС на площадке бизнес-инкубатора «Ингрия» провел конференцию, посвященную технологиям Machine-to-Machine. Спикеры МТС и «ЕвроМобайл» рассказали о реалиях и возможностях рынка М2М и пригласили слушателей принять участие в партнерской программе М2М-направления.

Напомним, что традиционно, в рамках программы поддержки начинающих предпринимателей, бизнес-инкубатор «Ингрия» проводит на своей площадке мероприятия, которые могут оказаться полезными для ее резидентов. В этот раз там состоялась конференция, посвященная российскому М2М-рынку с участием директора Департамента управления и поддержки VAS услуг бизнес-рынка КЦ ОАО «МТС» Сергея Елпатьевского и руководителя отдела автоматизации компании «ЕвроМобайл» Алексея Терешина.

«Всем известно, что голосовая связь себя практически исчерпала, – начал свое выступление под кодовым названием «Война Машин» Сергей Елпатьевский. – Однако в силу того, что отрасль должна развиваться, появляются новые перспективные направления, в том числе Machine-to-Machine». Иными словами, в тот момент, когда рынок связи подошел к своему перенасыщению, ему оказался необходим толчок в виде новых идей и новых технологий, для того чтобы не застыть в состоянии стагнации. Одним из направлений, двигающих рынок вперед, стала М2М-отрасль. Уже сейчас в мире порядка 100 млрд устройств, способных обрабатывать и передавать информацию. При этом рынок М2М-устройств за прошлый год вырос на 120 %. По словам Сергея Елпатьевского, в отрасли Machine-to-Machine сегодня можно выделить сектор B2B2C (предоставление услуг бизнесу, работающему с конечными пользователями) и В2В2В (предоставление услуг бизнесу, работающему с другим бизнесом, например, провайдерами сервисов). В первом случае этими услугами может быть разработка, к примеру, персональных навигаторов или автомобильной сигнализации. Во втором – услуги для транспортных и логистических компаний, коммунальных хозяйств и проч.

 

Директор Департамента управления и поддержки VAS услуг
бизнес-рынка КЦ ОАО «МТС» Сергей Елпатьевский

 

Если М2М-технологии для конечных пользователей – это в основном потребительская электроника (навигаторы, трекеры, бытовая техника), то рынок В2В2В, пожалуй, более широк. Его конечными продуктами могут быть различные транспортные устройства, причем, помимо распространенных датчиков контроля и наблюдения за движением машины, существуют универсальные датчики приближения, контроля температуры, работы механизмов, и другие технологии, облегчающие жизнь владельцам транспортных и логистических компаний. Важная ниша применения технологий Machine-to-Machine – это системы ЖКХ и энергетики. Интересно, что, по словам Алексея Терешина, это направление, вероятнее всего, будет наиболее прибыльным для М2М-бизнеса в ближайшие годы, поскольку его модернизация сейчас входит в приоритетные задачи государства, а стало быть, отрасль будет насыщена соцзаказами. М2М-устройства для банкоматов и различных терминалов оплаты, отмечает Сергей Елпатьевский,  были очень востребованы в последнее время, однако сегодня этот сектор уже пересыщается. Зато широкий простор для реализации идей существует в медицинской отрасли. Пока что М2М-технологии в медицине – это, прежде всего, браслеты с кнопкой SOS, датчики падения, громкая связь и GPS-поиск.

 

Руководитель отдела автоматизации компании «ЕвроМобайл» Алексей Терешин

 

Общаясь с резидентами бизнес-инкубатора «Ингрия», молодыми предпринимателями, владельцами стартапов, Сергей Елпатьевский предложил им в сотрудничестве с МТС  развивать это направление рынка, разрабатывая новые решения в М2М-области. Отметим, что МТС особо активно занимается М2М-направлением и, помимо прочего, продвигает партнерскую программу поддержки М2М-идей. «Сегодня в МТС существует программа партнерских решений в области М2М-направления, – говорит Сергей Елпатьевский. – То есть перспективные идеи по реализации решений М2М могут быть поддержаны нашей компанией. Если они новые, интересные и коммерчески обоснованные, мы готовы к сотрудничеству». При этом спикер отметил, что помощь МТС заключается не только в непосредственно технологической реализации идеи, но и в ее запуске на рынок, подготовке оптимального пользовательского предложения и проч. Такие сторонние проекты, как «Кнопка жизни», «Лесной дозор», уже получили поддержку оператора.  Подробнее об активностях МТС в направлении Machine-to-Machine см. материал раздела «МТС» от 15 сентября 2011 года, материал раздела «МТС Петербург» от 30 марта 2011 года, материал раздела «МТС Петербург» от 26 декабря 2010 года.

Интересно, что, по словам Алексея Терешина, российский рынок Machine-to-Machine не является отстающим по сравнению с западным, как это обычно происходит в ИТ и телеком-отрасли. Вероятно, М2М-технологии прижились на большой территории нашей страны, где необходимость контролировать работу различного оборудования зачастую происходит при отсутствии человеческого ресурса. Кстати, отмечая развитие рынка, спикер дал положительный прогноз и относительно использования технологий ГЛОНАСС. По его словам, к концу 2011 года технология будет работать наравне с GPS. «Еще недавно пользовательские ГЛОНАСС-устройства были в разы дороже, чем GPS, но уже сейчас их стоимость почти сравнялась. Я думаю, что к концу года эта разница абсолютно исчезнет, а уже к середине 2012-го технику моно-GPS будет сложно отыскать в продаже», – считает Алексей Терешин. 

Автор: Арина Буковская.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО

Ключевые слова: