Объем C2B-платежей (от физлиц юрлицам) через СБП в ВТБ в марте 2022-го увеличился вдвое, тогда как до этого ежемесячный прирост составлял 10–15%. Об этом «Известиям» сообщили в кредитной организации. В Почта Банке зафиксировали рост объема платежей через СБП в марте по сравнению с февралем в 1,4 раза — после отключения карт Visa и MasterCard от pay-сервисов, сообщила старший вице-президент кредитной организации Анастасия Масленникова.
Количество операций в пользу юрлиц через СБП в МТС Банке выросло на 70%, в ДОМ.РФ — на 30%, в Экспобанке — на 14%, сообщили «Известиям» их представители. По данным Делобанка, только в последний месяц доля куайринга в безналичных платежах увеличилась втрое — с 10 до 30%. Рост платежей через СБП также зафиксировали и в Промсвязьбанке, однако там не назвали цифр. В «Сбере», в свою очередь, отметили, что зафиксировали увеличение трансакций по SberPay в электронной коммерции в 1,5 раза. Предварительный мониторинг показывает, что в целом количество С2В-операций в марте выросло в 1,5 раза по сравнению с показателями февраля, сообщили «Известиям» в ЦБ.
— После введения санкций в феврале-марте 2022 года платежные сервисы Apple Pay и Google Pay были вынуждены уйти из России. Это несколько затормозило рынок безналичных платежей, ведь покупатели часто не имели с собой карты и хотели по привычке платить телефоном. Однако бизнес быстро переориентировался и стал предлагать оплату с помощью куайринга — по QR-коду через СБП, — отметила директор Делобанка Ирина Кузьмина.
В 2022 году платежи через СБП будут ускоренно расти, полагают в крупнейших российских банках. Ограничения Apple Pay и Google Pay стали фактором, который мотивирует россиян пользоваться новым способом платежей, считает зампред правления банка «Зенит» Наталья Тутова. Использование системы несет экономическую выгоду для предпринимателей, поскольку размер эквайринговой комиссии ниже, чем при оплате картой, добавили в Абсолют Банке. Максимальный тариф в СБП составляет 0,7% против в среднем 2–2,3% для платежей по картам. Вместе с тем недостаток сервиса в том, что он не предусматривает кешбэк от банков, добавили в ГПБ.
Возможность оплачивать товары и услуги с помощью СБП уже предоставляют своим клиентам более 80 банков, сообщили «Известиям» в НСПК (клиринговый центр системы). Там рассказали, что наиболее распространенный сценарий — сканирование QR-кода камерой своего смартфона на кассе магазина. После этого человек будет направлен в мобильное приложение своего банка, чтобы проверить на экране смартфона сумму покупки, название магазина и подтвердить платеж. Для онлайн-оплаты актуален сценарий платежной ссылки, в которой «зашита» вся необходимая для проведения платежа информация.
В 2021-м было запущено мобильное приложение СБПэй, которое упрощает работу с QR-кодами, напомнили «Известиям» в НСПК, добавив, что в декабре в приложении уже протестировано проведение платежей с помощью NFC-технологии — по аналогии с привычными Pay-сервисами. К 1 апреля 2022 года банки с универсальной лицензией должны подключиться к СБПэй. При этом, чтобы платежи проходили по NFC, необходимо провести доработку на стороне банков, обслуживающих торговые точки, пояснили в «Синаре» (ранее — СКБ-банк).
Интеграция с мобильным приложением СБПэй, которое позволит осуществлять платежи в одном сервисе, в том числе и бесконтактным способом (по NFC), станет дополнительным толчком для развития платежей через СБП, уверен вице-президента МТС Банка Владимир Стасевич.
Для пользователей iPhone СБП на данный момент — единственная возможность делать платежи с помощью смартфона, без использования «пластика», заявил «Известиям» гендиректор платежного сервиса Vepay Георгий Никонов. Вместе с тем он отметил, что сканирование QR-кодов — не самый прижившийся метод оплаты для россиян. Международная практика их использования (преимущественно Китай и другие азиатские страны) уже проявила себя как крепко устоявшийся в обществе метод оплаты, который выступает конкурентом местным банковским картам и счетам, подчеркнул эксперт.
Впрочем, операции по QR-кодам становятся всё более популярными и в России: например, таким образом уже можно начислять чаевые через сервисы, в том числе «Нетмонет» и CloudTips, отметил директор по продуктовой стратегии Группы Т1 Сергей Иванов. По прогнозам эксперта, имплантация QR-кодов в платежную индустрию в РФ будет усиливаться на горизонте 3–5 лет.
Наталья Ильина