Выборочно вскрывать посылки в середине января предложил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и по совместительству управляющий партнер российского интернет-магазина «220 Вольт» Алексей Федоров. Позднее его идею поддержал и глава ФТС Андрей Бельянинов.
Досмотр посылок позволит правоохранительным органам понять масштаб поставок контрафакта на российский рынок и установить, откуда он поступает. Федоров объяснил «Ленте.ру», что сейчас у таможенников таких данных нет.
Идею вскрывать посылки он почерпнул у гонконгских коллег. В дальнейшем обе ассоциации при поддержке Китая и Европы планируют создать наднациональный орган и свод правил по борьбе с поддельными товарами в сети. Данные из России помогут выявить места их производства и продажи.
«Так что мы ни в коем случае не выступаем против своих конкурентов или трансграничной онлайн-торговли в целом. И уж тем более не хотим навредить российским пользователям. В случае введения проверок на таможне они даже не почувствуют разницы», — уверен Федоров.
Зато последствия в полной мере ощутят те, чьи вещи в итоге будут признаны поддельными. Такую посылку таможенники конфискуют, а требовать компенсацию пострадавшим придется у поставщика некачественного товара, то есть у условного продавца с AliExpress. Федоров при этом уверен: пользователи «всегда знают, что заказывают подделку».
Если инициатива ФТС пройдет, пострадать могут и покупатели вполне легальных товаров, уверен эксперт по стратегической логистике института МИРБИС Вячеслав Белобжецкий.
Проверка пяти процентов посылок действительно вряд ли изменит сроки доставки, а вот сохранность товаров окажется под угрозой.
«Обычно посылки на таможне сканируются с помощью рентгеновского аппарата для выявления запрещенных веществ, но при проверке на контрафакт, их, скорее всего, придется вскрывать вручную. Так что сохранность вещей вызывает вопросы», — полагает он.
Во-первых, отправивший вещи продавец предварительно запаковывает их для безопасной транспортировки, а при проверке таможенникам неизбежно придется нарушить целостность упаковки.
«К тому же никто не отменял банального воровства. Ведь при вскрытии посылки таможня, по сути, не несет никакой ответственности за содержимое. Когда в посылках Aliexpress и JD.com начнут поступать условные iPhone 6s, наверняка не все из них в итоге дойдут до потребителя», — признает эксперт.
Избежать этого можно, только если ФТС и сделает процедуру досмотра посылки публичной и беспристрастной. «Например, фиксировать вскрытие на видео, которое затем хранится на сервере службы до момента получения посылки клиентом. Если у него есть какая-то претензия, то он может посмотреть запись на сайте», — предлагает Белобжецкий.
Однако истинная цель инициативы, по мнению Белобжецкого, — попытка борьбы с китайскими онлайн-ретейлерами. Принадлежащая Alibaba торговая площадка AliExpress уже стала самым популярным в России интернет-магазином, а с июня по декабрь 2015 года ее трафик вырос на 120%. По данным TNS, аудитория AliExpress в сентябре 2015 года почти достигла 24 миллиона уникальных пользователей. Активно завоевывает российский рынок и еще одна компания из Поднебесной — JD.Com.
«В таких условиях российские онлайн-ретейлеры вполне естественно пытаются продвигать ограничения, которые помогут им не проиграть конкуренцию. Ведь они опасаются более низких цен и широкого ассортимента китайских интернет-магазинов, при том что качество товара там примерно на одном уровне с ними», — резюмирует эксперт.
Недовольство отечественных продавцов вызывает и существующая система налогообложения, ведь иностранные игроки рынка не отчисляют средства в российский бюджет. Именно поэтому Федоров считает, что при покупке товара на AliExpress, «вы отнимаете деньги у кого-то из граждан и, по сути, совершаете кражу».
Еще одной нерешенной проблемой для российских онлайн-ритейлеров остается отсутствие единого порога беспошлинного ввоза в рамках Таможенного союза.
В России он составляет 1000 евро, а в Казахстане, где, по словам Федорова, собственный онлайн-ретейл отсутствует, этот параметр хотят увеличить до трех тысяч евро.
Одной из мер по регулированию отрасли в этих условиях может стать налог на посылки из иностранных интернет-магазинов. Его введение поддерживает советник президента по интернету Герман Клименко. Впрочем, в беседе с «Лентой.ру» он подчеркнул, что это лишь одна из возможных мер по государственному регулированию отрасли.
В первую же очередь «необходимо посадить всех участников рынка за стол переговоров и выработать для них единые правила ведения торговли».
По мнению советника президента, главная трудность с зарубежными товарами — отсутствие у них российской сертификации, автоматически ставящее под сомнение их качество и безопасность.
Однако пока АКИТ не готова решать этот вопрос, ведь, как отметил Федоров, возможное вскрытие посылок направлено лишь на борьбу с подделками.
Владимир Тодоров