Google в мобильном
Реклама в мобильном интернете сегодня остается наименее прозрачным сегментом рынка. Нет даже общепризнанной актуальной оценки общих затрат на такой вид коммуникаций. Как правило, участники рынка ссылаются на сделанный еще два года назад прогноз компании J’son & Partners: объем сегмента должен вырасти с $60,8 млн в 2012 году до $215,8 млн к 2015-му.
В июне этого года, по данным TNS Russia, хотя бы раз в месяц интернетом с мобильных устройств пользовались 46% россиян старше 12 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. В абсолютном значении это 28,7 млн человек. В отдельно взятой Москве этот показатель достигает уже 52%, или 5,6 млн человек, в Петербурге – 48%, или 2,1 млн человек.
Аудиторию мобильного интернета TNS пока измеряют только в Москве и Петербурге. В пятерку самых популярных сайтов у владельцев смартфонов и планшетов в Москве, по данным на сентябрь, входят Google (главная страница + поиск; ежемесячная аудитория – 3,8 млн человек 12–64 лет); «ВКонтакте» (3,08 млн); «Яндекс» (главная страница + поиск; 3,06 млн); Facebook (2,4 млн) и Wikipedia (2,2 млн).
Причем в столице у Google доля пользователей, которые заходят на главную страницу и в результаты поиска исключительно с мобильных устройств, уже превышает долю тех, кто делает это только со стационарных компьютеров: 35% против 32%, по данным за минувший июнь. Еще 33% столичной аудитории Google пользуются как персональными компьютерами и ноутбуками, так и смартфонами и планшетами.
Высока в Москве доля тех, кто заходит на сайт только с мобильных устройств, и у Facebook – 28%. Правда, со стационарных компьютеров в эту социальную сеть заходят пока значительно больше посетителей – 51%.
Именно Google и Facebook, а также Mail.Ru Group с ее соцсетью «Одноклассники» опрошенные РБК агентства ранее называли ключевыми игроками в сегменте мобильной рекламы.
Аналитики BBDO Digital в своих подсчетах бюджетов категорий и конкретных рекламодателей основывались на данных интернет-площадок о своих крупнейших клиентах. Кроме того, при оценке рекламодателей учитывалось, насколько оптимизированы их сайты под мобильные переходы.
Обогнали автопром
Крупнейшей категорией рекламодателей в мобильном интернете оказались операторы связи: в январе–июне этого года они, по версии BBDO Digital, увеличили свои расходы на 65%, до 79 млн руб. без НДС. Возглавляет получившуюся десятку рекламодателей «МегаФон» с бюджетом 31,6 млн руб., МТС – на втором месте с 27,4 млн руб., «ВымпелКом» – на шестом с 11,7 млн руб.
На традиционную баннерную рекламу, предназначенную для стационарных компьютеров, те же операторы связи тратят значительно больше. У «МегаФона» это, по подсчетам BBDO Digital, 154 млн руб. в первом полугодии, у МТС – 146,6 млн руб., у «ВымпелКома» – 112 млн руб.
При этом телекоммуникационные компании не являются в баннерной рекламе на стационарных компьютерах крупнейшей категорией. Лидируют здесь с большим отрывом автоконцерны, чьи совокупные затраты BBDO Digital оценивает в январе–июне в 2,2 млрд руб. Затем следуют производители товаров повседневного спроса с 741 млн руб. и финансовые организации с 731,6 млн руб.
В десятку крупнейших рекламодателей в мобильном интернете помимо операторов связи попали также три производителя аудио- и видеотехники (Samsung Electronics, Nokia и Sony), два автоконцерна (Nissan и Volkswagen) и два производителя товаров массового спроса (Procter & Gamble и Unilever).
Восемь из десяти крупнейших рекламодателей в мобильном интернете увеличили свои бюджеты в январе–июне этого года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, следует из данных BBDO Digital. Лишь Samsung Electronics и Unilever снизили затраты соответственно на 14%, до 21,2 млн руб., и на 19%, до 8,2 млн руб.
Зато в баннерной рекламе на стационарных компьютерах активность на 14–41% снизили сразу семь компаний из десяти, констатирует BBDO Digital. Расходы на традиционные баннеры со стандартной схемой покупки (за 1000 контактов с аудиторией и т.п.) сокращаются в пользу новых технологий – видеорекламы, аукционной модели покупки, той же рекламы в мобильном интернете, говорит управляющий директор BBDO Digital Арман Джамалов.
В целом доходы интернет-площадок от баннерной рекламы, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом полугодии выросли на 3%, до 8 млрд руб. Но этот рост был обусловлен благополучным первым кварталом, когда был зафиксирован рост на 12%, до 3,4 млрд руб., во втором квартале уже был спад на 4%, до 4,6 млрд руб.
Из фигурирующих в топ-10 компаний получившиеся цифры прокомментировали только три. Оценки близки к реальным затратам, сообщили РБК в пресс-службе «ВымпелКома».
В российском офисе Unilever, наоборот, расчеты агентства назвали некорректными. Бюджет на рекламу на мобильных устройствах на весь 2014 год составил €1,2 млн (около 55 млн руб. по курсу на 30 июня), что более чем в 15 раз больше, чем в 2013-м, заявили в Unilever.
В МТС подсчеты BBDO Digital комментировать не стали, лишь отметив, что на баннеры на мобильных устройствах приходится до 5% всех затрат на медийную рекламу в интернете. Одним из барьеров для развития этого вида коммуникаций пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников называет неготовность большинства площадок не просто обеспечивать трафик на сайт рекламодателя, а предоставлять пользователю возможность подключения к сервису или услуге.
Сергей Соболев