На минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона № 586665-7, который предусматривает внесение изменений в статью 71 Федерального закона "О связи" в части уточнения процедуры ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в РФ. Документ внесли в Госдуму 13 ноября 2018 г. члены Совета Федерации Людмила Бокова, Владимир Джабаров, Андрей Клишас и Игорь Морозов и депутат Анатолий Выборный.
Авторы законопроекта предлагают разрешить ввозить абонентские терминалы подвижной спутниковой и фиксированной спутниковой службы и абонентских наземных станций только операторам связи, имеющим лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи и эксплуатирующими сети связи. Важно отметить, что лицензию на оказание услуг подвижной спутниковой связи может получить только российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (статьи 24, 30 Федерального закона "О связи", постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий").
По задумке инициаторов законопроекта, "данная мера будет способствовать предотвращению угроз национальной безопасности, обусловленных неконтролируемым ввозом абонентских терминалов и использованием зарубежных спутниковых систем связи и доступа в сеть "Интернет" на территории РФ".
Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона и оставил свое заключение на документ. В целом Комитет поддерживает законодательную инициативу и считает ее актуальной с точки зрения интересов государственной безопасности, легализации каналов поставки импортного оборудования спутниковой связи и использования сертифицированных и лицензированных аппаратов.
Комитет в своем заключении напоминает о том, что в 2016 г. в России утверждена доктрина информационной безопасности, предполагающая снижение зависимости от зарубежных информационных ресурсов и технологий. В частности, в области спутниковой связи и интернета в качестве приоритетных направлений указаны развитие отечественной космической индустрии, использование российского орбитально-частотного ресурса и закрепление указанного сектора рынка за отечественными компаниями. В заключении эксперты признают, что концепция законопроекта ориентирована на решение этих задач.
Вместе с тем, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в существенной доработке ко второму чтению. Эксперты считают недостаточно корректным предложенный законопроектом подход к ограничению ввоза конкретной категории оборудования спутниковых средств связи на территорию РФ и определению круга лиц, имеющих право осуществлять такой ввоз, через ФЗ "О связи". Они объясняют это тем, что подобную деятельность вряд ли можно признать услугой связи, и ограничение ввоза оборудования на территорию РФ находится вне сферы правового регулирования таможенного законодательства РФ.
Также формулировки и определения, используемые в законопроекте, не позволяют точно и однозначного определить сферу его действия, а также перечень лиц, подпадающих под регулирование законопроекта, делает замечание Комитет. "Проектируемое законопроектом во втором пункте уточнение перечня специального оборудования спутниковой связи и ограничение прав его экспортеров в РФ исключительно российскими операторами связи не согласуется с положениями первого пункта статьи 71 в части их соответствия нормам законодательства ЕврАзЭС. К тому же законодательное предоставление подобного рода преференций для определенной группы хозяйствующих субъектов может рассматриваться как монополизация рынка услуг спутниковой связи и целенаправленное ограничение выхода на рынок новых игроков", - говорится в заключении Комитета.
Кроме того, в законопроекте отсутствует механизм отбора и требования, предъявляемые к ввозу абонентских терминалов подвижной и фиксированной спутниковой связи, а также абонентских наземных станций, находящихся в движении и работающих в спутниковых системах. У экспертов вызывает недоумение, кто именно на таможенных постах и в каком порядке будет определять функционал ввозимого оборудования, каким образом будет определяться отношение конкретного абонентского терминала к категории мобильных или стационарных (фиксированных) станций.
"Законопроект не устанавливает требований и ограничений по обороту такого оборудования на территории РФ - его продаже, передаче в пользование или иным видам использования прочими субъектами указанного сектора рынка услуг спутниковой связи, в связи с чем непонятно, кто и каким будет контролировать дальнейшую судьбу и профиль использования ввезенного оборудования по назначению", - говорится в документе.
Комитет отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту не представлен должный анализ текущего состояния рынка такого оборудования, не приведены доводы в пользу обоснованности предлагаемых мер законодательного регулирования, а также ожидаемые результаты и последствия от их принятия.
К примеру, представляется неубедительным обоснование принятия специального законодательного акта для целей оперативного урегулирования возникшего вопроса без учета возможностей, предоставляемых нормами действующего таможенного законодательства и регуляторных полномочий Государственной комиссии по радиочастотам Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Также разработчиками законопроекта не принято в расчет, что предлагаемое законодательные ограничения вряд ли помогут предотвратить развертывание новых сетей спутниковой связи над территорией РФ и каким-либо образом повлиять на пользование интернетом. Они объясняют это тем, что необходимое для приема наземное оборудование таких сетей связи может быть размещено за пределами РФ, что позволит обеспечить их полноценное функционирование.
Из представленных материалов законопроекта эксперты затруднились оценить последствия его принятия для рынка услуг связи в целом. В частности, по мнению Комитета, законопроект не в полной мере учитывает, тот факт, что основными пользователями ограничиваемого к ввозу оборудования являются вовсе не оказывающие услуги внешним пользователям коммерческие операторы спутниковой связи (которых в России насчитывается около 20), а технологические операторы (которых в России порядка 100), обслуживающие используемые для собственных нужд крупных компаний и органов публичной власти. Такие фиксированные корпоративные системы спутниковой связи составляют 95% рынка находящихся на территории РФ сетей спутниковой связи (к примеру, на обслуживающие B2G-сектор организации взаимодействия государства и бизнеса, в частности, таких как Единая информационная система в сфере закупок) приходится более 50% рынка).
Характерно, что практически все корпоративные сети спутниковой связи работают с использованием собственных центральных управляющих станций спутниковой связи (HUB), к примеру, компаний "Транснефть", "Роснефть", "Газпром", "Совкомфлот", ФГУП "Космическая связь", а также органов государственной власти - ФСО, Минатома, Минтранса и многих других, отмечают представители Комитета. При этом перечисленные операторы спутниковой связи не занимаются самостоятельной поставкой спутникового оборудования из-за рубежа, его обслуживанием и загрузкой сетей, предпочитая привлекать для этих целей специализирующиеся в указанных областях коммерческие компании, передавая последним несвойственные для себя функции. "Поскольку упомянутые компании не имеют соответствующих лицензий на предоставление услуг спутниковой связи, принятие законопроекта приведет к возникновению у них серьезных затруднений в работе, а также непосредственно у самих операторов связи, которые согласно законопроекту не смогут привлечь для завоза необходимого оборудования, комплектующих запчастей для его технического обслуживания и ремонта даже своих партнеров и контрагентов", - делает вывод Комитет.
Руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев относится к законопроекту негативно. Он полагает, что документ очень "сырой", и писавшие его юристы не были знакомы ни с разнообразием технологий и систем, скрывающихся под терминами "спутниковая подвижная и фиксированная связь", ни со сложившимся в России разделением труда между системными интеграторами, операторами связи и владельцами ИСЗ.
Сергей Пехтерев соглашается со многими замечаниями Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. "Очень много правильных вопросов и замечаний сделано в заключении Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Я могу сказать, что если эти замечания будут проигнорированы, и проект будет принят в первоначальной редакции, то лучшее, что нас ждет - это еще один неработающий закон, а худшее - это хаос на рынке из-за разрыва сложившихся технологических цепочек, приостановка легального ввоза, расцвет контрабанды и коррупционных проявлений на таможне, - сетует он. - Причем в самом худшем положении окажутся именно государственные и окологосударственные компании и операторы, которые живут в строгих рамках закона и инструкций".
Представители ФГУП "Космическая связь" отказались давать свою оценку законодательной инициативе.
Анна Устинова