«ВымпелКом» дорого заплатил

Затраты на привлечение клиентов подпортили финансовую отчетность Выручка «ВымпелКома» во II квартале 2006 г. оказалась выше самых оптимистичных прогнозов аналитиков, зато показатели рентабельности не порадовали экспертов. Увеличение расходов на маркетинг и инвестиции в украинскую сеть уменьшили рентабельность бизнеса оператора по сравнению с предыдущим кварталом и прошлогодними показателями. Специалисты надеются, что «бесплатные» входящие и рублевые тарифы все-таки обеспечат рост доходов оператора до конца года.

Чистая прибыль оператора по американскому стандарту финансовой отчетности US GAAP в I полугодии 2006 г. выросла на 28,5% – до 345,169 млн долл. Выручка «ВымпелКома» в январе-июне текущего года повысилась на 45,8% – до 2,58 млрд долл. Эти показатели оказались несколько выше ожиданий экспертов.

«Показатели выручки оказались очень хорошими и превысили даже мои, едва ли не самые оптимистичные прогнозы», – говорит аналитик «Тройки Диалог» Андрей Богданов. По его словам, такие результаты обусловлены как органическим ростом потребления услуг сотовой связи, так и переходом на рубли и фиксацией внутреннего курса доллара. Аналитик «Альфа-Банка» Барри Шумакер, прогнозировавший 194 млн долл. чистой прибыли и 1,030 млрд долл. выручки во II квартале в свое оправдание смог заявить РБК daily, что «абоненты «Билайна» говорили неожиданно много».

Впрочем, не все финансовые показатели компании оказались столь впечатляющими. Показатель OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов) за II квартал вырос на 42% – до 561,6 млн долл., однако показатель рентабельности OIBDA margin во II квартале оказался ниже итога I квартала 2006 г. и даже прошлогодних результатов и составил 50,1%. Так, OIBDA margin в предыдущем квартале достиг 51,6%, а во II квартале прошлого года – 51,4%.

Аналитики прогнозировали куда более высокие результаты во II квартале 2006 г. Так, по ожиданиям ФК «Уралсиб», этот показатель должен был составить 51,8%. «Затраты на развитие сети на Украине и расходы на маркетинг и рекламу оказались более высокими, чем можно было ожидать», – объясняет содиректор аналитического управления «Уралсиба» Константин Чернышев. С ним соглашается Андрей Богданов из «Тройки Диалог», добавляя: «Во втором квартале выросли цены на рекламу, к тому же неожиданно высоким оказался уровень эффективного налогообложения оператора – 30%. Мы делали расчеты исходя из 27% ставки».

Вместе с увеличением маркетингового бюджета вырос и один из ключевых операционных показателей «ВымпелКома» – SAC (стоимость привлечения одного абонента). Во II квартале он достиг 16,3 долл., а год назад – 13,3 долл. Сам «ВымпелКом» объясняет это увеличением объема рекламы. «Во втором квартале мы выпустили новую рублевую тарифную линейку, и продвижение каждого из тарифных планов стало отдельной рекламной акцией кампании», – заявила пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова.

Вместе с тем выросли едва ли не самые важные операционные показатели оператора: выручка в пересчете на одного абонента (ARPU) и количество использованных минут на одного абонента за месяц (MOU). ARPU, неуклонно сокращающийся на протяжении всей истории сотовой связи в России, в «ВымпелКоме» взял курс на повышение. Во II квартале каждый абонент тратил в месяц в среднем 7,5 долл., хотя в прошлом квартале выручка на одного абонента составляла 6,6 долл. А трафик одного абонента увеличился за квартал с 107,8 минут до 114,4 минут в месяц.

Константин Чернышев из «Уралсиба» ожидает и дальнейшего роста ARPU. «Рублевые тарифы и те меры, которые предприняли операторы против потери прибыли в условиях бесплатных входящих, равно как и активный маркетинг позволят компании сохранить этот показатель как минимум на сегодняшнем уровне», – говорит он. Все эксперты как один уверяют, что реформа отрасли связи, прошедшая в этом году, не скажется на финансовых итогах компании. «Вырастут доходы, но увеличатся и расходы, а в целом к концу года можно ожидать стабильные высокие результаты, – считает Андрей Богданов. – Думаю, многим аналитикам придется даже скорректировать свои прогнозы в сторону увеличения после третьего квартала, когда станет виден результат реформы бесплатных входящих».

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: