Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), крупнейшая компания по производству микрочипов и полупроводников, объявила о подорожании своей продукции на 20%. На ее долю приходится около 50% мирового рынка. Повышение цен на продукцию в первую очередь связано с повышенным спросом на микрочипы, образовавшимся в связи с простоем заводов из-за коронавируса. Затем последовал ряд природных катаклизмов, которые усугубили ситуацию. В итоге к весне все производители высокоточных приборов ощутили на себе нехватку полупроводников. Это сказалось в том числе и на производстве автомобилей.
Дефицит компонентов привел к дефициту автомобилей в салонах. По словам некоторых покупателей, им приходится либо ждать машину полгода, либо покупать ее по сильно завышенной цене. Эксперты компании НПП «Итэлма», занимающейся поставкой компонентов на автозаводы, считают, что в ближайшее время ситуация не только не улучшится, но может и усугубиться. Это связано с продолжающимся уже несколько месяцев локдауном в Малайзии, где ведущие производители микросхем имеют сборочные предприятия.
«Несмотря на глобальный кризис, до августа включительно мы находили возможность производить и обеспечивать своих клиентов всеми необходимыми электронными блоками. Сейчас ситуация на рынке компонентов меняется буквально каждую неделю и сильно зависит от развития эпидемиологической ситуации в мире и от того, насколько ниже плановой мощности работают заводы по производству компонентов», — комментирует Евгений Горелик, генеральный директор НПП «Итэлма».
По данным разных источников в отрасли, не хватает прежде всего микроконтроллеров, которые встраиваются в каждый электронный блок. Сейчас риски срыва поставок блоков увеличились в связи с тем, что ряд глобальных производителей электронных микросхем заявил о невозможности поставлять заказанные комплектующие в достаточном количестве. Эта проблема имеет отношение к производству многих электронных компонентов для автомобиля, таких как ЭРА-ГЛОНАСС, блоки антиблокировочной системы, кузовной электроники, комбинации приборов.
В связи с нехваткой компонентов некоторые заводы были вынуждены перейти на укороченный график работы. Так, по словам знакомых с ситуацией источников, АвтоВАЗ работает вполсилы из-за нехватки компонентов фирмы Bosсh. До этого тольяттинский завод несколько раз останавливали. Официальные представители АвтоВАЗа от комментариев отказались.
В Европе ряд автомобильных концернов также был вынужден приостановить производство. По данным Reuters, Toyota сократит свое глобальное производство в сентябре на 40%, или на 340 тыс. автомобилей. Однако зарубежные проблемы, судя по комментариям российского представительства, отечественных автолюбителей не коснутся.
«На сегодняшний день завод Toyota в Санкт-Петербурге работает в обычном режиме с сохранением планов производства новых автомобилей на прежнем уровне. Компания Toyota приложит максимум усилий к снижению негативного эффекта кризиса полупроводников на объем выпуска автомобилей и поддержанию намеченного на 2021 год плана продаж. Как и раньше, мы будем стремиться максимально удовлетворить потребности наших клиентов, используя каждую возможность для ускорения поставок автомобилей на всех этапах», — прокомментировали в российском представительстве компании.
Чтобы хоть как-то помочь автопроизводителям, Евразийская экономическая комиссия позволила временно не устанавливать на новые автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС. В документе говорится, что до декабря 2021 года разрешено не устанавливать на автомобили класса M1, M2, M2, N1,N1 и N3 устройства или систему вызова экстренных служб при условии дооснащения этими опциями автомобиля до 30 июня 2022 года. Отсутствие системы обязательно должно быть указано в электронном ПТС. И уже сейчас автопроизводители пользуются этой возможностью. Так, при опросе дилеров АвтоВАЗа оказалось, что Niva Legend с завода уже не оснащается ЭРА-ГЛОНАСС. Сроки ожидания Vesta Cross по этой же причине увеличены.
Из-за дефицита микрочипов многие бренды пересмотрели комплектации своих автомобилей. По словам директора по маркетингу АГ «Авилон» Андрея Каменского, больше всего пострадал премиум-класс.
«Основной удар приходится на премиальный сегмент. Дорогие автомобили оснащены различными инновационными опциями, для введения в работу которых необходимы микрочипы, и чем насыщеннее комплектация, тем больше чипов требуется для производства. В связи с нехваткой полупроводников для сокращения сроков поставок автомобилей производители ввели ограничения на ряд опций. Так, например, в зависимости от марки и модели клиентам временно недоступны панорамные крыши, определенные модификации фар, камеры кругового обзора, дисплеи, обогрев лобового стекла и многое другое», — комментирует Каменский.
Представитель бизнеса отмечает, что еще на этапе подбора автомобиля покупателя информируют о проблемах с комплектующими и ограничениями на ряд опций, а также обозначают возможные риски. Это изменения в комплектации и сроках поставок, так как сегодня они абсолютно не регламентированы производителями. Если клиент не готов долго ждать автомобиль, ему предлагается выбрать модель из наличия или ближайшей поставки.
Компания ГК «АвтоDOM» отмечает, что комплектации автомобилей по своему содержанию никаким образом не изменились, если говорить о поколениях, которые появились на рынке еще до дефицита микросхем.
«Ситуаций, когда, например, приборная панель из цифровой превращалась в аналоговую, в нашей практике не встречалась. А в случае с обновленными моделями, в особенности электрокарами, комплектации и вовсе закономерно становятся все более насыщенными электроникой. И дефицит микрочипов конкретно на этот показатель не влияет. Проблема лежит скорее не в качественном, а в количественном измерении, так как дефицит схем воздействует непосредственно на объем произведенных автомобилей», — комментирует, директор по коммуникациям ГК «АвтоDOM» Анна Уткина.
Она также отметила, что оснащение автомобилей, наоборот, стало богаче:
— В настоящий момент их количество в среднем автомобиле достаточно серьезно изменилось в большую сторону. Сейчас на рынке новых автомобилей трудно найти экземпляры популярных моделей без дополнительных опций. Максимальным спросом пользуются экземпляры со средним и высоким уровнем оснащения, наиболее укомплектованные варианты для клиентов слишком дороги, а в самом востребованном сегменте как раз и наблюдается наиболее острый дефицит.
В России уже ведутся разработки собственных микрочипов. По словам Дмитрия Ласькова, директора технического департамента компании «ХайТэк», отечественные разработчики «Миландер» и CloudBEAR уже предложили свою замену иностранным STM32 — чипы на архитектуре RISC5. К ним уже есть платы для работы с платформой микрокомпьютеров Arduino. Но есть и сложности.
«Во-первых, в России нет собственного производства микрочипов по самым современным технологиям, точнее, заводов, на которых их можно выпускать. Уже упомянутые зарубежные и российские процессоры выпускаются на одних и тех же фабриках. Поэтому нехватка мощностей и другие ограничения в производстве, вызванные, например, пандемией, одинаково сказались на всех. Во-вторых, отечественные чипы уступают по своим характеристикам топовым чипам от зарубежных вендоров, чьи линейки также гораздо шире», — отметил Дмитрий Ласьков.
Разработки, по словам эксперта, как велись, так и ведутся. Но процесс создания чипа достаточно долгий, как минимум несколько лет.
«Сейчас же назревают дефицит и повышение цен, связанные не с разработкой как таковой, а с производством, которое не справляется с запросами потребителей, и пр. Например, продолжается активная работа над своим тензорным процессором. Кризис рано или поздно кончится, а процессоры, особенно если они качественные, будут востребованы», — подытожил Ласьков.
Елена Еремина