Веб-сервис «Яндекс.Пробки» появился в мае 2006 года. Информацию о загруженности дорог предоставляет агентство «СМИлинк», которое «Яндекс» приобрел в 2008 году. Основные источники данных – это видеокамеры и видеодетекторы скорости, а также, после запуска мобильной версии, мобильные треки от самих пользователей. В «Яндексе» подчеркивают, что работа по модернизации информационных каналов ведется постоянно. «Мы активно работаем над увеличением количества треков и расширением сети видеокамер. Кроме того, мы постоянно улучшаем алгоритмы, которые собирают данные от этих источников и обрабатывают их», – сообщил маркетолог сервиса «Яндекс.Пробки» Юрий Брызгалов.
Первоначально сервис «Яндекс.Пробки» был доступен только для жителей Москвы. С недавнего времени сервис работает и для жителей Петербурга и Ленинградской области. Расширение географии во многом связано с началом сотрудничества с компанией «Навигационные системы». Это молодой российский разработчик, специализирующийся на создании программного обеспечения для автомобильной спутниковой навигации стандартов GPS и ГЛОНАСС. Флагманский продукт «Навигационных систем» – интерактивная навигационная программа «Автоспутник». В январе 2009 года «навигационные системы» выпустили версию ПО «Автоспутник» с поддержкой сервиса «Яндекс.Пробки». Как рассказали в компании «Навигационные системы», в настоящее время «Автоспутник» – единственный навигационный софт для PND- и WM-устройств, который поддерживает маршрутизацию с учетом загруженности дорог по информации от аналитического центра «Яндекс.Пробки».
С января 2009 года «Яндекс.Пробки» в «Автоспутнике» заработали в Москве, а с конца марта сервисом могут воспользоваться жители Петербурга и Ленинградской области. Теперь пользователь, запустивший систему «Автоспутник» на КПК или коммуникаторе с Windows Mobile, в дополнение к автонавигации получает данные о загруженности дорог по версии сервиса «Яндекс.Пробки». Оповещения о пробках и учет дорожного трафика происходит через Интернет (по GPRS, EDGE, 3G, Wi-Fi, др.). Частоту обновления данных можно задать самостоятельно, выбрав интервал от двух минут до часа. Сервис не требует абонентской платы: оплачивается только интернет-трафик по тарифу любого оператора связи. Средний расход трафика при скачивании данных в непрерывном режиме в течение 1 часа – от 50-150 кбайт.
«Автоспутник» с сервисом «Яндекс.Пробки» показывает заторы на дорогах и прокладывает в зависимости от дорожной ситуации альтернативные маршруты по «зеленым улицам». Кроме приема пробок при пользовании сервисом устройство автоматически возвращает информацию о скорости движения автомобиля, которая совмещается с данными из других источников и используется в общей картине дорожной ситуации. Если машина двигается быстро, то система информирует всех о «зеленой улице», при этом все передаваемые данные анонимны.
И в «Яндекс.Пробках», и в «Навигационных системах» подчеркивают, что Петербург и Москва – только первые города запуска совместного проекта. Как рассказал руководитель проекта «Автоспутник» Андрей Кузнецов, в скором времени сервис будет запущен в ряде крупных городов России и СНГ. «В Екатеринбурге сервис уже работает в бета-режиме. Несомненно, сегодня пробки являются самой востребованной в России навигационной функцией. И в планы «Автоспутника» входит всемерное расширение сервиса и повышение его качества», – отметил Андрей Кузнецов.
В «Яндексе» планы по расширению географии сервиса «Яндекс.Пробки» скромнее. «При выборе нового города для запуска сервиса пробок «Яндекс» отталкивается от двух факторов: первый и самый главный – это качество наших данных о пробках в этом городе, второй – насколько сервис нужен в этом городе. Как только мы будем готовы предложить такой сервис для новых городов, мы обязательно объявим об этом», – сообщил Юрий Брызгалов.
По оценкам игроков веб-рынка, основными минусами системы «Яндекс.Пробки» является противоречивость информации, которую дает сервис, а среди интересных решений – наглядный информатор загруженности магистралей в виде светофора, который доступен для установки на сайт или в качестве виджета для Windows Vista. В сочетании с системой «Автостутник» водители среди частых ошибок отмечают: неверные маршруты и несуществующие варианты объезда. Тем не менее на текущий момент «Яндекс.Пробки» является одним из самых разрекламированных веб-сервисов, информирующих о дорожной ситуации. Что касается конкурентов, сервисы, позволяющие отследить пробки, предоставляет «Рамблер» и в меньшей степени Mail.Ru. «Рамблер-Пробки», работающий пока только в Москве, имеет еще более простой, по сравнению с «Яндексом», интерфейс. Например, система показывает усредненный уровень загруженности дорог в процентах, но при этом дает возможность прокладки маршрута с объездом заторов, как у Google Maps.
Mail.Ru представляет интерактивный картографический сервис «Карты@Mail.Ru», в рамках которого данные о дорожной ситуации поступают напрямую от пользователей, на мобильные устройства, в которых есть GPS и установлено мобильное приложение «Карты@Mail.Ru» (уже сейчас оно работает на всех распространенных устройствах, т. к. доступно в версиях для Java, Symbian и Windows Mobile). «Мы считаем такой метод наиболее надежным – ведь данные о дорожных затруднениях поступают «из первых рук», – говорит вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова.
Что касается программного обеспечения, продвигаемого независимыми игроками, наиболее интересным считается платный автомобильный GPS-навигатор City Guide от компании «МИТ», предназначенный для использования на КПК и смартфонах под управлением операционной системы Windows Mobile. Информацию о пробках через систему City Guide можно посмотреть и в Интернете, причем бесплатно. В Москве данные о пробках можно получить и на сайте 77.ru. Информация поступает от пользователей бесплатного навигационного ПО PocketGIS, активировавших опцию «Пробковорот». «Пробковорот» работает и в Петербурге, но данные на сайт-сателлит 78.ru в Северной столице не поступают. Свое ПО, созданное на основе Google Maps, продвигает петербургская компания «Технотраффик». Решение позволяет получать данные о пробках и скорости потоков на петербургских дорогах, которые поступают с датчиков загруженности магистралей, установленных на перекрестках, а также от самих участников движения.