Эксперты считают проект интересным, но отмечают, что в условиях кризиса, когда операторы связи сокращают свои инвестпрограммы, найти партнеров будет не просто.
О планах соединить Петербург с российским анклавом и присоединится к европейскому трафику, проложив подводный кабель по дну Балтики, РБК daily рассказал председатель совета директоров «Лентелефонстроя» Владимир Скляревский. По его словам, изначально этот проект возник как желание соединить напрямую каналы связи между Калининградом и Россией, минуя другие страны, которым сегодня приходится платить за трафик. Это могло бы помочь государству, которое нуждается в прямом защищенном канале с анклавом, однако не было бы достаточно рентабельно с коммерческой точки зрения, в связи с чем и появились планы сделать отвод на Швецию, отмечает г-н Скляревский. Это позволит в несколько раз увеличить окупаемость проекта, в основном за счет продажи в России европейского трафика.
Стоимость инвестиций в проект оценивается в 100—150 млн евро. Предполагаемая длина ВОЛС составит 1250 км. Техническое решение проекта подготовила компания Alcatel. Сейчас, по словам г-на Скляревского, компания ищет партнера — оператора связи. «Мы могли бы реализовать проект самостоятельно, создав собственного оператора связи, осуществляющего обслуживание создаваемой ВОЛС. Но в условиях кризиса создавать новые направления бизнеса не всегда целесообразно. Намного проще войти в партнерство с крупным российским оператором связи, для которого это будет расширение бизнеса и повышение его доходности. Тем более что мы готовы предоставить полностью «упакованный» проект и в условиях кризиса привлечь финансирование», — говорит г-н Скляревский, отмечая, что компания готова начать проект в первой половине 2009 года.
Эксперты называют проект интересным, но отмечают, что в условиях кризиса «Лентелефонстрою» будет сложно найти партнеров. «Сейчас операторы связи сокращают свои инвестпрограммы», — отмечает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. Среди возможных партнеров «Лентелефонстроя» гендиректор ИАА «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков называет таких магистральных операторов, как «Синтерра» и «Билайн». «Может рассматриваться и СЗТ, учитывая, что он работает во всех регионах СЗФО, однако это не его прямая деятельность, а взять такие инвестиции на сторонний проект весьма тяжело и требует согласования со «Связьинвестом», — размышляет г-н Кусков.
Среди сложностей проекта эксперты также называют необходимость проведения согласований с другими странами, имеющими выход к Балтийскому морю, однако отмечают, что если они смогут увидеть пользу для себя, то он, напротив, пойдет более энергично. «Могут появиться риски, аналогичные тем, что возникали у «Газпрома» при прокладке газопровода по дну Балтийского моря, хотя в случае со связью данные риски на порядок ниже, т.к. газ является, по сути, предметом политического торга вокруг стратегического ресурса», — отмечает аналитик «Велес Капитал» Илья Федотов.
По оценкам г-жи Миньковой, срок окупаемости проекта вряд ли окажется ниже шести-восьми лет, «а это достаточно большой показатель для телекоммуникационной отрасли». «Связь с Калининградом будет носить социальный и стратегический характер, но убыточный, а выход в Европу сможет увеличить конкуренцию и приносить прибыль, но срок окупаемости скорее всего будет не менее пяти-семи лет», — отмечает г-н Кусков.
«Участие в проекте нам было бы интересным при нашей доле в 3—4 млн евро», — говорит пресс-секретарь «Синтерры» Екатерина Андреева. По ее словам, компания активно развивает свою национальную магистраль и регулярно выступает партнером региональных операторов в строительстве локальных ВОЛС. Возможность участия в проекте в СЗТ прокомментировать не смогли.
Виктория Алейникова