Тенденция учитывать интересы пользователей при создании интерфейса, несмотря на всю свою очевидность, в России начала активно развиваться относительно недавно – около пяти лет назад. На данный момент в стране существует ряд компаний, занимающихся юзабилити-исследованиями и разработкой пользовательских интерфейсов. Компания UsabilityLab, существующая в Москве с 2006 года, сегодня выходит и на петербургский рынок, пока что гораздо менее конкурентный и насыщенный.
Суть практикуемого UsabilityLab производственного процесса Human Centered Design – в раскрытии потенциала бизнеса через реализацию интересов пользователей. То есть учет удобства потребителя позволяет с максимальной эффективностью реализовать возможности ИТ-решения, а стало быть, повысить и эффективность бизнеса. Юзабилити обеспечивает увеличение конверсии пользователей, увеличение продаж, увеличение эффективности интернет-сайтов, уменьшение нагрузки на службу поддержки клиентов, сокращение затрат на обучение сотрудников. Все эти цели достигаются путем юзабилити-исследований и разработки на их основе пользовательских интерфейсов.
«Необходимо больше внимания уделять пользователям, важно научиться заботиться о них. На сегодняшний день это понимают практически все, но реализуют пока что немногие. Если в цифрах: 95 % наших потенциальных клиентов хотели бы освоить методики юзабилити, но всего лишь 20 % делают это», – поясняет руководитель направления в UsabilityLab в Петербурге Ольга Павлова.
Руководитель направления в UsabilityLab в Петербурге Ольга Павлова
Приступая к выполнению каждого проекта, компания UsabilityLab проводит исследования поведения пользователей. Это количественные (опросы) и качественные (интервью) методы анализа потребителей и представителей бизнеса на предмет того, отвечает ли интерфейс необходимым требованиям. На их основе описывается аудитория пользователей веб-продукта и разрабатываются сценарии его использования. Производится анализ поведения и ожиданий всех пользователей, в том числе представителей бизнеса, и в конечном итоге модернизация интерфейса проводится с учётом потребностей всех заинтересованных сторон.
«Мы занимаемся не производством сайтов и информационных систем, а их проектированием: совершенствованием, модернизацией с учетом интересов пользователя. При этом изменения и улучшения в работающей системе должны проводиться точно и обоснованно», – комментирует г-жа Павлова.
В компании UsabilityLab работают 25 человек, среди которых менеджеры, аналитики, проектировщики. За последний год было осуществлено более 100 проектов более чем для 70 клиентов. Основной сегмент клиентов UsabilityLab в Москве – это крупные компании, среди которых можно упомянуть Microsoft, Motorola, QIWI, Samsung, Sony, «Альфа Банк», «Билайн», «Евросеть», «Комус», «Лукойл», Представительство ООН в России, «Росно», «Ростелеком», доменный регистратор RU-CENTER, «Северный город», Тендерный комитет Москвы, Яндекс и др.
«Мы сотрудничаем в основном с крупными заказчиками не потому, что нам не близки средние и начинающие компании. Но по факту крупные клиенты заполняют всё наше время. Интереснее всего работать с небольшими проектами крупных компаний. Чтобы помочь среднему и малому бизнесу, нужны специальные усилия. Так, в 2008 году мы разработали методику аудита интернет-магазинов, которая будет очень интересна петербургским компаниям, торгующим в сети Интернет», – комментирует Ольга Павлова.
На сегодняшний день ряд петербургских проектов UsabilityLab уже находятся в стадии реализации. Руководитель петербургского департамента UsabilityLab Ольга Павлова более 15 лет работает на интернет-рынке Петербурга. До UsabilityLab г-жа Павлова работала в компаниях «Шанс», «Петерлинк.Веб», Quest Software, «Яндекс.Деньги» и др.
Напомним, что компания UsabilityLab организует ежегодную конференцию User Experience Russia. Также представители компании участвуют во многих мероприятиях, связанных с IT-бизнесом. Активное участие в подобных мероприятиях UsabilityLab принимает и в Петербурге, в частности, в феврале 2011 года выступление представителей компании можно будет услышать на HackDay: Company Battle 1, Social Media Conference St.Petersburg 2011, JavaTechDay 2011 и др.