Закон не для "галочки"

Отказ Мининформсвязи поставить свою визу на проекте закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" привел к публичным дискуссиям телекоммуникационного регулятора с разработчиком законопроекта - Минэкономразвития.

Это не первое разногласие Минэкономразвития и Мининформсвязи - два ведомства уже спорили при обсуждении федеральной целевой программы "Электронная Россия", ломали копья вокруг темы IT-парков и фонда поддержки ИКТ. Во всех трех случаях Мининформсвязи вышло победителем, и, похоже, что Минэкономразвития теперь пытается взять реванш.

Законопроект "Об обеспечении доступа к информации и деятельности госорганов..." около трех лет разрабатывался в Минэкономразвития группой, которую возглавлял Андрей Шаров, глава департамента государственного регулирования в экономике. Более ранняя редакция этого документа выносилась на заседание Правительства РФ, но была отвергнута и отправлена на доработку. Почти полтора года назад - в мае 2005 г. - Правительство одобрило законопроект, но в Госдуму он до сих пор не внесен.

Одним из препятствий на пути прохождения законопроекта замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов назвал его блокирование со стороны Мининформсвязи. "Этот законопроект наглухо заблокирован Мининформсвязи. Видимо, там считают, что граждане обойдутся без информации о деятельности государства. Мининформсвязи не дает никакого заключения на этот законопроект - ни положительного, ни отрицательного", - заявил Андрей Шаронов.

В ответ на это Мининформсвязи публично распространило комментарий замминистра информтехнологий и связи Дмитрия Милованцева, в котором говорится: "Доступ граждан к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти является одним из важнейших условий реализации демократических реформ и создания информационного общества в стране. Неэффективность законодательства в этой сфере может стать серьезным препятствием для  развития информационной открытости государства". При этом, по мнению Мининформсвязи, законопроект в существующем виде не сможет обеспечить эффективное правовое регулирование в области информационной открытости органов власти и требует существенной доработки. "В ходе согласований Мининформсвязи России направляло в Минэкономразвития свои замечания по законопроекту, однако Минэкономразвития отказалось внести соответствующие исправления", - отмечает Дмитрий Милованцев.

Как пояснили репортеру ComNews в пресс-службе Мининформсвязи, внесенные поправки основаны на необходимости учета в обсуждаемом законопроекте положений уже действующего закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который президент РФ Владимир Путин подписал в июле 2006 г.

Мининформсвязи утверждает, что представленные им замечания "позволят не просто обеспечить формальное наличие законодательного акта, который в большинстве случаев будет невозможно применить на практике, а создать действенный правовой механизм предоставления информации о деятельности органов власти гражданам страны. "Мы считаем, что эти замечания позволят создать закон не для галочки, а для людей", - резюмирует Дмитрий Милованцев.

Пресс-служба Минэкономразвития отказалась пояснить, в чем именно разнятся позиции разработчика проекта с Мининформсвязи. В пояснительной записке разработчиков к законопроекту "Об обеспечении доступа к информации и деятельности госорганов..." указано: "Особенность законопроекта заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации".

Правда, еще год назад научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, комментируя этот законопроект, говорил: "Главный порок этого закона - он не будет работать из-за того, что контроль за его исполнением возложен непосредственно на руководителей соответствующих органов. Исполнители не могут эффективно контролировать сами себя". В качестве примера он указал на то, что, несмотря на то, что уже несколько лет действует Постановление Правительства № 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти", прямо предписывающее обеспечить доступ граждан к официальной информации через Интернет, многие ведомства размещают в сети весьма скудную и редко обновляемую информацию, а некоторые вообще так и не обзавелись собственными сайтами.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: