Железная поддержка. Минцифры готовит льготные кредиты вендорам цифровой техники

Государство может расширить перечень российских производителей ИТ-оборудования, на которых распространяется механизм льготного кредитования – соответствующий проект Постановления разработали в Минцифры. К вендорам вычислительной техники (компьютеры, серверы, СХД), которые уже сейчас могут на выгодных условиях закупать электронную компонентную базу (ЭКБ) для своих продуктов, добавляются вендоры телеком-оборудования, телефонов, принтеров и офисной техники. При этом недополученные доходы банкам по-прежнему будут возмещать за счет бюджетных субсидий. Данная мера поддержки отечественных производителей аппаратного обеспечения, судя по всему, пока планируется на неограниченный срок.

В базе проектов нормативно-правовых актов regulation.gov.ru появился проект за авторством Минцифры: «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 407». Исходное постановление, утвержденное в марте 2022 года и откорректированное в августе, подразумевает субсидирование государством недополученных доходов ряда финансовых организаций (среди них – ВТБ, «Газпромбанк», «Альфа-Банк», Сбербанк, МКБ, «Тинькофф Банк» и другие), выдающих кредиты производителям вычислительной техники на льготных условиях. Иными словами, производители ПК, СХД и серверов могут закупать ЭКБ для своих устройств используя кредиты с процентной ставкой всего 1–5% годовых, а государство компенсирует банкам упущенную выгоду.

Теперь же аналогичные условия могут распространиться на производителей «электронной техники». К ней, согласно проекту постановления, относятся периферийные офисные устройства (принтеры, копировальные аппараты, сканеры, МФУ, факсы и другие), коммуникационная аппаратура с приемными устройствами и без, мобильные и стационарные телефонные аппараты (включая смартфоны). Кредит выдается на сумму от 3 до 100 млрд рублей. Среди требований к заемщику – регистрация на территории РФ, деятельность по разработке и (или) производству электронной техники, владение как минимум одним видом радиоэлектронной продукции, включенным в 2021 году в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ.

Кроме того, из названия документа убран год «2022», но не поставлен «2023». Возможно, проект будет иметь открытый срок действия. В то же время срок кредитного договора заемщика с банком составляет не более пяти лет.

В проекте прописано, что основной целью льготного кредитования является приобретение (в том числе для создания складских запасов) электронной компонентной базы, иных комплектующих изделий, материалов, необходимых предприятию для обеспечения производства. Эксперты отмечают, что оперативно принятый весной, этот механизм позволил производителям стабилизировать цепочки поставок и быстро доукомплектовать складские запасы компонентов на фоне роста санкционных рисков. Он стал своеобразным «кредитным плечом» для производителей. Расширение действия этого механизма оценивается по-разному: от своевременного до запоздалого – все-таки с марта, когда угроза устойчивости и бесперебойности ИТ-производств была пиковой, прошло уже больше полугода.

По данным «Коммерсанта» проект постановления пока находится на рассмотрении в Минэкономики, представители Минфина отказались от его оценки, а в Минпромторге данную инициативу поддерживают. Неназванный источник издания утверждает, что субсидирование проекта уже обходится государству примерно в 5 млрд рублей, а участие в нем новых интересантов потребует еще одного миллиарда.

«Поддержка закупок ЭКБ – в данный момент необходимый шаг, но если мы говорим о комплексном движении к импортонезависимости, за ним должны последовать и другие. Например, в области телеком-оборудования в России налажено производство кабеля, кожухов для распределительных муфт, плат и т. д., но не хватает собственных производств многих высокотехнологичных компонентов. А это – самые дорогостоящие направления, и в итоге деньги не крутятся в стране, а утекают за рубеж. Российским производителям необходима поддержка в области R&D, маркетинга, обучения специалистов – инженеров, внедренцев», – считает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.

Другие эксперты подтверждают, что на территории России отсутствуют, к примеру, собственные производители специализированных микросхем для телеком-оборудования. Коммутирующие матрицы российским вендорам поставляют только три игрока: Marvell и Broadcom (США), а также Centec (Китай). Очевидно, что если Запад захочет ужесточить санкции, то контролировать всего трех поставщиков в этом сегменте ему будет достаточно просто.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: оборудование, регулирование, телекоммуникационное оборудование, микроэлектроника, Минкомсвязь