«Базальт СПО» реализует проект «Цифровое образование Псковской области»

Псковская область совместно с «Базальт СПО» проводит цифровую трансформацию региональной системы образования.

О заказчике

Региональный центр информационных технологий Псковской области (ГБУ ПО РЦИТ) – государственная организация, которая занимается созданием и внедрением информационных систем, обеспечивает весь комплекс задач образования Псковской области, а также обучает детей и взрослых в сфере цифровых технологий и анализа данных.

Об исполнителе

Базальт СПОКомпания «Базальт СПО» – разработчик российских операционных систем «Альт» с более чем двадцатилетним опытом. В штате компании – свыше 120 разработчиков, программистов и технических специалистов.

Предпосылки проекта

С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» персональные данные обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования могут обрабатываться только в государственных информационных системах. Это касается всех подсистем, где обрабатываются персональные данные детей, включая электронные журналы, системы электронного обучения, системы автоматизации учреждений среднего профессионального образования (СПО) и Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).

В 2022 году «Базальт СПО» и ГБУ ПО РЦИТ запустили проект «Цифровое образование Псковской области», в рамках которого переводят образовательные организации Псковской области на российское решение, охватывающее все уровни и виды образования: дошкольное, общее, дополнительное и профессиональное.

Цель и задачи проекта

Целью проекта является обеспечение региона надежной импортонезависимой ИТ-инфраструктурой и региональной информационной системой для сферы образования на основе безопасной российской операционной системы.

Задачи проекта:

  1. Разработать и внедрить на базе российских технологий современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования в регионе, охватывающую все уровни образования, интегрированную с ФГИС «Моя школа» и ЕСПД.
  2. Перевести все оборудование образовательных организаций на российское ПО, в частности, на ОС «Альт».
  3. Оптимизировать деятельность образовательных организаций, перевести отчетность в электронный вид.

Структура решения

«В проект «Цифровое образование Псковской области» включены взаимодополняющие программные модули собственного производства, построенные по единому принципу и обеспечивающие выполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере образования и цифровизации, – сообщил Алексей Драгунов, директор ГБУ Псковской области РЦИТ. – Система объединяет в одном решении автоматизацию задач управления образовательными организациями, муниципалитетами и регионом, включая подготовку, проведение и анализ результатов ГИА и ВПР с возможностями гибкого использования образовательного контента каждым педагогом в школе и дополнительном образовании».

Решение построено на собственной low-code-платформе, обеспечивающей быструю адаптацию системы к изменяющимся требованиям. На основе метаописаний, расширяющих модель данных, автоматически строятся интерфейсы, взаимодействие между подсистемами, декларативно описываются права пользователей и др.

Реализовано унифицированное lowcode-решение для взаимодействия с ЕСИА, СМЭВ3/СМЭВ4. Платформа включает в себя систему интеграции, анализа данных и отчетности.

Стек технологий, использованных для создания системы: ОС «Альт 8 СП» Сервер, Zabbix, PHP, Open JDK, ClickHouse, C++, Qt, Jquery, Tensor flow, Tesseract, Python. Образовательные продукты с открытым кодом, включенные в РИС: Moodle, Xerte.

«Свободное ПО – это не только операционная система, но и прекрасные продукты для образования. Например, GeoGebra – математический пакет. Orange – пакет анализа и Data Mining, очень удобный для применения в школе. Blender – великолепный инструмент для 3D-моделирования, полезный для будущих архитекторов, – рассказал Алексей Драгунов. – Все это может быть встроено как в образовательные программы повышенного уровня, так и в обычные образовательные программы, программы дополнительного образования».

Операционные системы семейства «Альт» удовлетворяют требованиям заказчика. Так, «Альт Образование» – это специализированная ОС для образовательных организаций с большим набором русифицированных прикладных программ для учеников и педагогов. Она развивается в соответствии с потребностями российских учебных заведений, с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и задачами федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

«Альт СП» – операционная система для серверов и рабочих станций со встроенными программными средствами защиты информации, сертифицированная ФСТЭК России по 4 классу защиты. Программный продукт включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (регистрационный номер 4305).  ОС предоставляет средства виртуализации и набор дополнительных служб, востребованных в инфраструктуре виртуализации любой сложности и архитектуры: базовый гипервизор, средства контейнерной виртуализации, ПО для организации хранилища, ПО для сети.

Ход проекта

ГБУ ПО «РЦИТ» разработало решение, включающее в себя регистрацию рабочих станций в единой системе, возможность удаленной поддержки на каждом компьютере в образовательной организации, а также средства мониторинга использования, конфигурации оборудования и ПО на каждом компьютере. «Базальт СПО» предоставляет проекту российские операционные системы «Альт» на льготных условиях, а также обеспечивает техническую поддержку с участием наиболее квалифицированных специалистов системы образования, уже работающих в регионе с ОС «Альт».

Результаты проекта

РИС «Цифровое образование Псковской области» создана, введена в эксплуатацию и аттестована в качестве государственной информационной системы. Во всех образовательных организациях на территории Псковской области обеспечен доступ к «Системе с защищенных рабочих мест» на базе российского программного обеспечения.

Система первой в Российской Федерации интегрирована с разделом «Мое образование» на ЕПГУ, а также с концентратором электронной очереди в ДОО. В системе впервые в стране реализованы цифровые административные регламенты в сфере образования, в настоящее время — по аттестации педагогических кадров и обеспечению отдыха детей в каникулярное время.

C 2023 года в пользовательских модулях системы для родителей, учащихся и педагогов организованы сервисы технической и методической поддержки для прямого взаимодействия с специалистами РЦИТ.

Общая low-code платформа позволяет учитывать идеи и потребности многих регионов в комплексном решении, которое может использоваться как целиком, так и отдельными его сегментами и подсистемами. Благодаря разработанной на базе российских и свободных решений технологии консолидации данных, появилась возможность реализовать цифровой профиль образования как инструмент управления системой образования на основе данных о дошкольном, общем, дополнительном образовании, ГИА и мониторингах (ВПР и др), а также мероприятиях (воспитание, профориентация, олимпиады, методические семинары для педагогов). Автоматически формируется портфолио ученика и педагога, а также цифровые профили ОО, муниципалитета, всей системы образования региона. На основе объединенных данных в Псковской, Оренбургской и Кировской области запускаются цифровые помощники, цель которых - подсказывать и помогать педагогу, учащемуся, родителю в развитии в сфере образования.

Добавим, что отдельные подсистемы созданного решения используются более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Самой популярной стала подсистема записи на ГИА, получения результатов ГИА и проведения онлайн-апелляций.

В настоящее время в Псковской области реализовано несколько дополнительных проектов:

  • помощь учащимся, получившем низкие результаты на пробном ГИА по математике. Цель — объединить усилия региональных методистов и школьных педагогов для устранения пробелов в знаниях учеников. Используется подсистема «Цифровой урок» и специально подготовленные в регионе материалы;
     
  • помощь учащимся, выбравшим ЕГЭ по информатике, справиться с экзаменационными задачами. Применяются российские офисные пакеты в связи с полным отказом  в Псковской области от Microsoft Office на ЕГЭ и ОГЭ;
     
  • помощь учащимся в освоении ИТ-профессий. Работа выполняется в очном и дистанционном формате в рамках проекта «Код будущего»: - опросы родителей и детей, организация дистанционного обучения на базе оборудования школ с кураторством тьюторов в образовательных организациях с использованием Цифровых помощников.

Перспективы решения

«Сейчас мы готовим более 30 проектов. Например, по использованию систем для раннего выявления пропусков занятий и снижения образовательных результатов. Результат - адресная рекомендация ученику, родителям, классному руководителю. Благодаря «цифре» мы начинаем реализовывать адресные сервисы, использовать элементы микрообучения. Выполняя цифровую трансформацию образования, мы меняем его содержательную и организационную составляющие, дополняя и усиливая то лучшее, что было в советской школе. Большую помощь в развитии решения оказывают Министерство просвещения и Министерство цифрового развития Российской Федерации», – подчеркнул Алексей Драгунов.

По соглашению с Комитетом образования Псковской области, при поддержке Минпросвещения и Минцифры Российской Федерации в настоящее время система внедряется в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях.

Видеопрезентация системы доступна на стенде Псковской области на выставке «Россия». 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: Базальт СПО