ГУП «Белгородский областной водоканал» («Белоблводоканал») – крупное предприятие Белгородской области, основными видами деятельности которого являются централизованное водоснабжение питьевой водой и обслуживание системы водоотведения жилой застройки и промышленных предприятий. Услугами предприятия пользуются в общей сложности около 1 млн человек – жители Белгорода и других населенных пунктов региона.
АО «Росатом Инфраструктурные решения» (РИР) – дивизион Госкорпорации «Росатом», диверсифицированный холдинг, работающий в энергетике, сфере ИТ, жилищно-коммунальном секторе. Компания управляет неатомными проектами «Росатома» по цифровизации муниципального и регионального управления, модернизации ресурсоснабжения, развития городской среды.
До начала проекта диспетчеры «Белоблводоканала» имели возможность дистанционно управлять только 15% от общего объема скважин, входящих в актив предприятия. Для управления остальными сооружениями, в том числе выявления и устранения неисправностей (например, падения давления внутри скважины), требовался выезд бригады, которую приходилось собирать из нескольких специалистов: электриков, механиков и т. д. Предприятие приняло решение о внедрении более эффективного и функционального инструмента, позволяющего реализовать все указанные процессы в едином цифровом поле. Разработчиком и системным интегратором проекта выступила компания РИР. Поддержку проекта оказали Министерство цифрового развития Белгородской области и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).
Офис обслуживания клиентов «Белоблводоканала»
Фото: «Росатом Инфраструктурные решения»
Автоматизированная информационная система «Цифровой Водоканал» – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Входит в состав более масштабной разработки РИР – системы «Цифровое ресурсоснабжение». «Цифровой Водоканал» позволяет вести оперативный мониторинг основных показателей объекта водоснабжения. Система включает в себя модуль прогнозной аналитики, построенный на технологиях машинного обучения. Она отслеживает состояние оборудования, автоматически сигнализирует о потенциальных сбоях, сообщает о необходимости физического вмешательства специалиста. Платформа «Цифровое ресурсонабжение» работает на российской операционной системе Astra Linux, использует отечественные базы данных и может быть интегрирована с российским оборудованием.
Инфраструктурная IoT-платформа – разработка РИР, включенная в реестр отечественного ПО Минцифры. Это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для формирования экосистемы больших данных на территориально распределенных инженерных объектах, автоматизации и диспетчеризации инженерных систем зданий в режиме реального времени, моделирования различных эксплуатационных сценариев. Решение может быть использовано в инфраструктуре ситуационных центров, а также при работе с цифровыми информационными моделями зданий (BIM).
Проект состоял из нескольких стадий. Первоначально совместная проектная команда, состоящая из экспертов РИР и водоканала, проанализировала потребности и выявила наиболее острые проблемы, с которыми сталкивался заказчик. Далее были выбраны пилотные зоны, состоящие из ограниченного числа объектов, где платформа была внедрена и апробирована, затем решение было тиражировано на все скважины.
Цифровой профиль и основные показатели скважины
Фото: «Росатом Инфраструктурные решения»
В ходе первого этапа непосредственного внедрения специалисты развернули в диспетчерском центре заказчика три модуля системы «Цифровой Водоканал»: «Заявки», «Обходчик-контролер»и «Центральная панель». Это позволило избавить работников водоканала от ведения бумажной документации – таких операций, как формирование заявок, фиксация результатов контрольных мероприятий.
В рамках следующего этапа была разработана проектно-сметная документация по внедрению автоматизированной системы «Цифровой водоканал» РИР для 235 полевых объектов водоснабжения Белгорода и Белгородского района, а также проект верхнего уровня внедряемой системы. Было приобретено и скомплектовано оборудование сбора и передачи ключевых технологических параметров для 130 объектов водоснабжения. Приобретено и смонтировано серверное и коммуникационное оборудование для построения ИТ-инфраструктуры, необходимой при развертывании информационных систем.
Дашборд с аналитикой расхода воды в зоне водозабора
Фото: «Росатом Инфраструктурные решения»
Последний этап включал в себя монтаж и наладку оборудования на указанных производственных объектах, внедрение модулей «Анализ балансов» и «Анализ режимов», а также ПО «Инфраструктурная IoT-платформа», создание гидравлической модели.
По данным заказчика, на сегодняшний день система «Цифровой водоканал» позволяет минимизировать потери в сетях водоснабжения, способствует предотвращению аварийных ситуаций, повышает эффективность и качество водоснабжения. К системе подключены 184 водозаборные скважины, 23 насосные станции, 11 станций водоподготовки, 17 диктующих точек. Данные по давлению, расходу воды, температуре и состоянию оборудования поступают в режиме реального времени: диспетчер видит общую картину и в случае инцидента может оперативно принять обоснованное решение по его устранению.
Дашборд с аналитикой баланса водозабора по скважинам
Фото: «Росатом Инфраструктурные решения»
С момента запуска в системе было обработано уже более 41 тысячи заявок на выполнение планово-предупредительных, аварийно-восстановительных и других видов работ, в том числе на основании 38 тысяч обращений граждан и юридических лиц. Имея возможность сразу же понять причину и оценить масштаб неполадки, специалист диспетчерского центра может направить на объект только тех работников, которые действительно окажутся там востребованы. В результате сокращено количество объездов и повышена оперативность реагирования на инциденты.
Таким образом, качественный круглосуточный мониторинг объектов и оперативное принятие объективных решений с помощью системы «Цифровой водоканал» позволяют предприятию обеспечить эффективные процессы своей основной деятельности.