Системы весогабаритного контроля от Softline помогают беречь дороги Омской области

Компания Softline в рекордно короткие сроки реализовала масштабный комплексный проект, связанный с оснащением региональных дорог Омской области автоматизированными системами весогабаритного контроля (АСВГК). В декабре 2019 года были оборудованы новейшей российской аппаратурой 9 стационарных постов. Со 2 марта 2020 года система запущена в эксплуатацию в промышленном режиме. Проект направлен на улучшение обслуживания дорог Омской области и снижение числа ДТП. Специалисты Softline будут до 2023 года заниматься сервисным сопровождением всех установленных комплексов. Успешная реализация данного проекта для крупного сибирского региона стала возможна благодаря уникальным конкурентным преимуществам Softline.

О заказчике

Казенное Учреждение «Управление дорожного хозяйства Омской области» осуществляет управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них. Учреждение обеспечивает надлежащее содержание и ремонт автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильных дорог, развитие и совершенствование дорожной сети, повышение ее пропускной способности, улучшение технического состояния.

Об исполнителе

Softline – лидирующий глобальный поставщик ИТ-решений и сервисов, работающий на рынках Восточной Европы, Америки и Азии. Компания помогает заказчикам осуществить цифровую трансформацию бизнеса и защитить его от угроз средствами кибербезопасности, предлагает комплексные технологические решения, облака, программное и аппаратное обеспечение и широкий спектр ИТ-услуг.

Компания постоянно расширяет портфель решений и сервисов, выстраивает долгосрочные партнерские отношения с ведущими российскими и зарубежными вендорами. Являясь крупным федеральным интегратором, Softline не ограничена в выборе производителей программного и аппаратного обеспечения, что позволяет предлагать клиентам решения, отличающиеся от аналогичных продуктов по качеству, стоимости и срокам внедрения.

Предпосылки проекта

По статистике, по российским дорогам ежегодно ездят 3,5 млн крупнотоннажных автомобилей. Каждая десятая фура едет по трассам с нарушением норм перевозки грузов, что приводит к преждевременному разрушению дорожного полотна (допустимый общий вес транспортного средства составляет 44 тонны, либо 10 тонн на ось). Проблему призван решить национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

«Проект в Омской области реализуется в рамках национального проекта БКД. Основная цель национального проекта улучшить дорожную инфраструктуру и увеличить безопасность на дорогах. Весогабаритный контроль напрямую влияет на эти два фактора, он помогает сберечь региональные дороги и тем самым сделать передвижение по ним более безопасным. Стоит также отметить, что рамках национального проекта на федеральных трассах в течение нескольких лет будет установлено порядка 350 комплексов ВГК. Поэтому Омская область выбрала для старта своего проекта очень правильное время. Тянуть было нельзя, при отсутствии комплексов на региональных трассах области весь поток недобросовестных перевозчиков с федеральных дорог устремился бы на региональные», - подчеркнул замдиректора департамента комплексных проектов Softline Николай Иваненко.

Замдиректора департамента комплексных проектов Softline Николай Иваненко

Цель проекта

Благодаря эффективной эксплуатации комплексов АСВГК Омская область рассчитывает устранить причины быстрого износа дорожного покрытия и сэкономить порядка 1,8 млрд рублей на проведении ремонтно-восстановительных работ.

Собранные с помощью АСВГК денежные средства будут поступать в дорожный фонд Омской области и направляться исключительно на содержание и строительство областных дорог, в том числе межмуниципального значения.

Кроме того, повышение качества дорожного полотна и пресечение нарушений перевозчиками скоростного и весового режимов послужит снижению аварийности и числа ДТП в Омской области. Таким образом, проект можно оценивать как социально важный.

О выборе исполнителя

Исполнителем проекта в ходе конкурсной процедуры в рамках ФЗ 44, объявленной ГКУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» в начале августа 2019 года, была  выбрана компания Softline. Этот крупный федеральный сервисный провайдер обладает всеми необходимыми возможностями и ресурсами для реализации проектов подобного масштаба. В распоряжении Softline портфель самых современных технологий и широкий штат экспертов, за плечами которых богатый опыт реализации подобных систем.

«В 2017 году руководством компании в виду серьёзных перспектив было принято решение выйти на рынок этих направлений и в течение трёх лет завоевать 10 % долю рынка. Мы понимали, что играя на этом поле, конкурировать придётся не с классическими ИТ-интеграторами, а с такими гигантами, как «Ростелеком», «Ростех», «МегаФон». Поэтому для реализации поставленной цели нам предстояло собрать лучших из лучших. С уверенностью могу сказать, что это удалось. На сегодняшний день в команде работают архитекторы, технические эксперты, руководители проектов самого высокого уровня, опыт каждого из которых более 7 лет в этих направлениях», - сообщает директор департамента комплексных проектов Softline Валентин Мартыньш.

 

Директор департамента комплексных проектов Softline Валентин Мартыньш

 

Таким образом, к моменту появления нацпроекта БКАД многие компетенции, необходимые для его реализации, внутри компании Softline уже были сформированы. В соответствии с глобальной стратегией развития, принятой летом 2019 года, Softline активно участвует в реализации БКАД, оснащая регионы страны современными надежными комплексами весогабаритного контроля и фотовидеофиксации. В портфеле проектов Softline - установка около 70 программно-аппаратных комплексов контроля скоростного режима в Краснодарском и Алтайском краях.

О выбранном решении

Созданная Softline автоматизированная система весогабаритного контроля фиксирует следующие параметры грузового транспорта: масса, габариты, осевые нагрузки, число осей, расстояние между ними, скатность колес. Система выявляет отклонения от нормы, формирует акт взвешивания и передает информацию в центр обработки по каналам закрытой связи в Управление дорожного хозяйства, здесь происходит сверка государственного номера грузового транспортного средства. Подписанные специалистом Управления с помощью ЭЦП акты направляются в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений. Размер штрафа за превышение веса транспортного средства варьируется от 150 тыс. до 500 тыс. рублей

Система АСВГК – комплексная, подчеркивают в Softline, контракты на поставку ее компонентов были заключены с десятками вендоров. «Наша роль как интегратора – собрать и предоставить заказчику систему, работающую с точностью часового механизма, а в дальнейшем поддерживать ее работоспособность. Согласно договору, SLA системы измеряется количеством времени работы системы и составляет не менее 80 %. Что касается сбора штрафов, то это находится за пределами зоны нашей ответственности», - поясняет Валентин Мартыньш.

Уникальность проекта

Уникальность проекта Softline заключалась в комплексном подходе, при котором эксперты компании выполнили в рекордно сжатые сроки - за 5,5 месяцев - полный цикл работ, начиная с подготовки всей необходимой рабочей документации для создания 9 пунктов весового контроля, поставки, внедрения оборудования и заканчивая интеграцией всей созданной системы с информационной базой МВД.

Перед Softline также стояла непростая задача, связанная с климатическими ограничениями. Определенные виды работ было необходимо выполнить до холодов: переложить дорожное полотно, уложить фундамент, установить датчики. Согласно заключенному госконтракту, работающие пункты АСВГК должны были поступить в эксплуатацию 15 декабря 2019 года.

«В рамках данного проекта наша компания выступает одновременно в нескольких ролях, мы являемся инвестором и генеральным подрядчиком по созданию и дальнейшему обслуживанию системы ВГК. Ключевое преимущество предлагаемого нами формата состоит в том, что заказчик получает от нас услугу в виде системы «под ключ» на срок 4 года, после чего система переходит в собственность заказчика. В такой модели клиент платит только за работающую систему на ежемесячной основе, а исполнитель заинтересован предоставлять максимально качественную услугу и поддерживать этот уровень на протяжении всего действия контракта», - говорит Николай Иваненко.

Ход проекта

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» компания Softline установила для нужд Управления дорожного хозяйства Омской области на условиях финансовой аренды 9 пунктов АСВГК, их количество и места расположения позволяют контролировать существенную часть региональных дорог.

Занимаясь оснащением каждого поста, специалисты Softline подготавливали и укладывали новое дорожное покрытие. В него монтировались пьезокристаллические датчики, определяющие весовые параметры грузовых автомобилей. Помимо подготовки дорожного полотна по специальным требованиям, к стационарным пунктам контроля необходимо было провести электричество. Успешно решив эту задачу, инженеры Softline подготовили, протестировали и запустили канал связи. Он потребовался, в том числе и для того, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную работу камер фотовидеофиксации, которыми в целях безопасности оснащены все девять постов АСВГК.

Также проект предусматривал нанесение дорожной разметки, установку ограждений и светодиодных дорожных табло. На экраны будут выводиться сведения о нарушениях, а также дополнительная информация, такая как метеообстановка, информирование о путях объезда и ДТП, и т.д. Дополнительный функционал информирования – удобный инструмент как для заказчика, так и для участников дорожного движения. Таким образом, следует отметить, что реализованное комплексное решение выходит за пределы функционала АСВГК.

Согласно проекту, все стационарные пункты весогабаритного контроля располагаются на разном расстоянии от Омска и в целом способны контролировать существенную часть региональных автодорог, напрямую влияя на сохранение дорожного полотна.

Результаты проекта

Условия госконтракта были строго соблюдены, и 15 декабря 2019 года все 9 пунктов АСВГК поступили в эксплуатацию. После этого до 2 марта 2020 года система работала в тестовом режиме: перевозчикам демонстрировалась на табло информация о нарушениях, однако, реальные штрафы в этот период не выписывались. За тестовый период было зафиксировано порядка 1000 нарушений. При том, что размер штрафа за превышение веса транспортного средства варьируется от 150 тыс. до 500 тыс. рублей, общая сумма штрафов за тестовый период могла бы составить 250-300 млн рублей. Со 2 марта система эксплуатируется в промышленном режиме.

«В масштабах всей страны за последние годы установлено порядка 100 пунктов, 9 – в одном только нашем регионе. Это, действительно, шаг вперед. Президент страны поставил субъектам Российской Федерации такую задачу, и мы достигли установленных нам целевых показателей. Омская область реализовала данный проект без единой копейки бюджетных средств. Все вложения – это средства инвестора в сумме 952 млн рублей. Я считаю, что область только выиграет от установки этой системы. Мы сегодня тратим миллиарды рублей на ремонт и строительство дорог. Система контроля позволит сохранить наши дороги – защитить от перегрузки и тем самым увеличить срок службы, а также возместить причиненный ущерб и полученные деньги направить на их восстановление», – отметил губернатор Омской области Александр Бурков.

Перспективы проекта

Проект продолжается: в рамках государственного контракта специалисты Softline до 2023 года будут заниматься сервисным сопровождением всех систем весогабаритного контроля в Омской области.

Согласно дальнейшим планам, Управление дорожного хозяйства Омской области будет развивать данную систему, совершенствуя методы борьбы с нарушителями и увеличивая число комплексов АСВГК как на региональных, так и на федеральных трассах.

Выступая в роли интегратора, который успешно занимается поставкой, внедрением и обслуживанием систем весового контроля, компания Softline готова реализовать аналогичные проекты во всех субъектах РФ. «В Омской области мы сумели воплотить в жизнь наш проект именно как управляемый сервис для конечного потребителя, с прозрачным и понятным SLA. Заказчик платит только за результат работы всех 9 постов. И такую выгодную услугу мы как федеральный интегратор готовы и способны предложить остальным регионам», - заявил глобальный генеральный директор Softline Сергей Черноволенко.

 

Глобальный генеральный директор Softline Сергей Черноволенко

 

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Softline, Софтлайн