Еще некоторое время назад никто не мог всерьез подумать о том, что интернетом можно будет постоянно пользоваться с помощью мобильного телефона. Однако, в течение 2002-2003 года все операторы сотовой связи "большой тройки" - "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн GSM") запустили на своих сетях в крупных городах (в основном, это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) технологию GPRS - специальную надстройку над обычной сетью мобильной связи, которая позволяет увеличить пропускную способность по передаче данных в несколько раз (теоретический максимум - 171,2 кбит/с). Потребители стали потихоньку осваивать услуги, которые позволяет предоставлять GPRS. Помимо доступа в Интернет, GPRS дает возможность работать еще с двумя технологиями - WAP (протокол беспроводного доступа) - просмотр WAP-сайтов на экране мобильного телефона, и MMS (Multimedia Messaging Service) - обмен мультимедийными сообщениями со звуком и графикой.
Появились и специальные предложения, предусматривающие особые условия для передачи данных. Так, Северо-Западный филиал "МегаФона" впервые в истории сотовой связи в России ввел тарифы, которые предназначены только для передачи данных. В июле прошлого года для корпоративных клиентов компании был запущен план "Телеметрия", не предусматривающий оказания голосового сервиса и включающий полный набор телематических услуг, существующих в стандарте GSM (GPRS, SMS). В декабре подобный тариф "Онлайн.ru" - был предложен и массовым пользователям.
Есть такое предложение
Вскоре последовали и специальные сервисы, ориентированные на корпоративных клиентов. Все они базируются на организации VPN (виртуальной частной сети) в GPRS-сети оператора, на базе которой можно предложить такие услуги как удаленную передачу данных и удаленный доступ к корпоративной сети. При этом, доступ к этим услугам может осуществляться через WAP-интерфейс с мобильной трубки, а также через карманный компьютер (PDA) или ноутбук. В последнем случае наличие сотового телефона необязательно, можно воспользоваться недорогими GPRS-модемами.
Из GSM-операторов первым корпоративный сегмент стал осваивать московский офис "Би Лайн GSM", который запустил услугу под названием GPRS Corporate Access год назад. Для продвижения сервиса сотовая компания заключила альянс с одним из крупнейших операторов фиксированной связи в России "Эквант". Стоимость услуги по организации передачи данных у "Би Лайн GSM" составляет $20 в месяц плюс цена одного переданного мегабайта ( $0,40). По словам специалиста по связям с общественностью московского офиса "Би Лайн GSM" Артема Минаева, среди пользователей - банк "Возрождение", который через GPRS-сеть подключил 50 банкоматов в Московской области; компания "Лотэко"- все игровые автоматы и терминалы (их более 150) в Москве этой фирмы работают через GPRS Corporate Access. По словам Артема Минаева, еще ряд крупных транснациональных компаний заинтересовался данной услугой. В планах у "Би Лайн GSM" стоит запуск GPRS Corporate Access в тех регионах, где есть представительства сотового оператора и "Эквант", в частности, называется Санкт-Петербург.
Вскоре к "Би Лайн GSM" присоединился "МегаФон-Москва". Услуга "Выделенный доступ через GPRS" была запущена осенью прошлого года, а до этого в течение года находилась в тестовой эксплуатации. Как рассказал руководитель отдела корпоративных продаж компании "МегаФон-Москва" Евгений Пикерсгиль, основными ее пользователями на данный момент являются несколько банков банков и ряд других крупных корпоративных клиентов. "Кроме того, мы ведем еще ряд проектов, которые на данный момент находятся в стадии разработки", - говорит он. Стоимость услуги "Выделенный доступ через GPRS" такова: подключение обойдется в $25, ежемесячная абонентная плата равняется тоже $25. При этом, переданный трафик не тарифицируется.
В декабре прошлого года этот ряд пополнил Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", который предложил услугу "GPRS Корпоративная Сеть". Как говорит директор по новым технологиям Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Денис Ночевнов, уникальность услуги на российском рынке в том, что в целях обеспечения безопасности для каждого корпоративного клиента "МегаФон" создает отдельную выделенную GPRS-сеть. "Безопасность - главное преимущество нашей услуги, которое отличает ее от предложений конкурентов. Предлагаемая нами корпоративная сеть в принципе исключает возможность доступа в нее посторонних лиц. Это реальная потребность крупных компаний, на которых ориентировано наше предложение. Все другие операторы, продвигающие услуги по созданию беспроводных корпоративных сетей, используют публичные сети или услуги посредников", - подчеркивает он. Столь высокие требования отразились и на стоимости услуги.
Стоимость подключения одного клиента в рамках услуги "GPRS корпоративная сеть" составляет $1500 (это включает установку специального оборудования в корпоративной сети заказчика), а месячная абонентская плата - $30. Трафик тоже оплачивается, 1 Мбайт переданной информации в дневное время обойдется в $0,30, в ночное - $0,20.
На этапе тестовой эксплуатации услугой заинтересовались пять компаний. В частности, Балтийский банк и Neste. Балтийский банк использует эту технологию для подключения банкоматов и систем продаж по пластиковым картам в тех местах, где есть трудности с кабельным подключением. А Neste применяет ее для специальных программ на своих АЗС. Кроме того, "МегаФон" позиционирует новое предложение не только для решения технологических проблем, но и для сотрудников, работа которых требует частых деловых поездок. Для того чтобы заказчик мог воспользоваться услугой, оператор выдает ему SIM-карты, дающие доступ в закрытую сеть, и устанавливает специальное оборудование в корпоративной сети клиента.
В обозримом будущем предложения по передачи данных для корпоративного рынка будут сформированы у МТС. Интересно, что, по словам начальника службы по связям с общественностью "Мобильных ТелеСистем" Павла Нефедова, компания изначально отталкивалась от необходимости разработки услуги для организации мобильного доступа в корпоративные сети. Сейчас тестовая эксплуатация услуги под кодовым названием APN Access Point ведется в Москве и Петербурге с участием ряда потенциальных заказчиков. По словам Павла Нефедова, компания будет готова объявить о начале коммерческой эксплуатации этого сервиса течение ближайшего месяца.
Особый случай
Рынок передачи данных через сети мобильной связи активизировался с появлением в России нового стандарта мобильной связи CDMA-450, в котором изначально заложена возможность высокоскоростной передачи данных. Первая сеть такого типа была запущена в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге. Она принадлежит компании "Дельта Телеком". Изначально сотовый оператор включал услуги передачи данных как дополнение к существующим базовым тарифам. Однако летом прошлого года компания предложила специальную услугу - "Мобильный офис "СкайЛинк", которая была разработана совместно с рядом фирм-системных интеграторов Санкт-Петербурга, в частности, "АстроСофт". Для того, чтобы воспользоваться этой услугой потребуются компьютер (ноутбук, карманный компьютер) и мобильный телефон "СкайЛинк". Для того чтобы воспользоваться этой услугой, нужно настроить компьютер, а также внутреннюю сеть фирмы - чтобы обеспечить к ней доступ. По словам директора по маркетингу "Дельты Телеком" Дмитрия Александрова, обычно таким вариантом пользуются частнопрактикующие юристы, адвокаты, индивидуальные предприниматели, чья корпоративная сеть состоит из трех-пяти компьютеров. Кроме того, компании, где принят специализированный документооборот, например, экспедиторские или торговые, с разветвленной сетью агентов, которым требуется мобильный доступ к базам данных в режиме реального времени, могут заказать отдельное, более комплексное решение у системного интегратора. Таких клиентов у "СкайЛинка" уже около 30, среди них - топливная компания "Балт-Трейд", сеть гипермаркетов "О'КЕЙ", петербургское представительство "Скания", фирма "Меди" и др.
Осенью прошлого года сеть "СкайЛинк" была запущена в Москве, здесь она принадлежит компании "Московская сотовая связь" (МСС). Как отмечает руководитель сектора услуг МСС Алексей Шаповалов, с первого дня работы сотовая сеть "СкайЛинка" в Московском регионе, компания предложила бизнес-пользователям услугу "VPN-ДОСТУП", обеспечивающую мобильный удаленный доступ с высокой степенью защиты в корпоративную сеть. Сейчас оператор ведет переговоры с рядом банков, государственных учреждений, торгово-закупочных компаний. Кроме того, в настоящий момент, совместно с одним из системных интеграторов, тестируется решение для компаний, работающих в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods - продукты и услуги повседневного спроса).
Абонентская плата при пользовании услугой "VPN-ДОСТУП" составляет $30/мес (при этом в нее включается 100 Мбайт).Стоимость 1 Мбайт сверх абонентской платы обойдется в $0,30.
Как рассказал ведущий специалист по рекламе и связям с общественностью ОАО "Московская сотовая связь" Александр Маношкин, на сегодняшний день около 5 клиентов компании подписались на услугу "VPN-ДОСТУП", еще столько же планируют реализовать данную услугу в рамках собственных корпоративных сетей. Кроме того, интерес к корпоративному предложению столичного оператора проявили интерес более 150 фирм и рассматривают сейчас возможность подписки на соответствующие услуги.
Что дальше
Как видно из приведенных примеров, уже определился круг корпоративных клиентов, которые заинтересованы в мобильной передаче данных. В первую очередь, это компании, которым необходима организация передачи данных в местах, удаленных от развитой телекоммуникационной инфраструктуры, куда доставка данных обычными способами (медь, оптоволокно) обойдется слишком дорого. Таким образом, этим в основном активно интересуются банки, которым надо подключать банкоматы, а также владельцы сетей POS-терминалов, например, владельцы АЗС.
Как говорят представители сотовых компаний, еще круг клиентов - это фирмы, которым необходим сбор телеметрический данных (Machine-To-Machine, M2M). В частности, "МегаФон-Москва" ведет переговоры с одной из энергетических компаний. Пока этот рынок находится в зачаточном состоянии. Как показывает практика, зачастую эти услуги находят больший отклик в сердцах частных абонентов, которые интересуются новыми технологиями, нежели в кабинетах крупных корпораций, которые, как известно, не всегда восприимчивы к новым технологиям.
Кроме того, как считает аналитик Advanced Comunications&Media Consulting Антон Погребинский, многое зависит и от качества предоставляемых услуг. "Нельзя сказать, чтобы оно было сейчас на высоте. Только после достижения определенной планки в области качества можно ожидать бурного роста спроса на эти технологии, и то он может занять несколько лет. Много будет зависеть и от активности самих операторов по продвижению этих услуг", - говорит он.