Главное отличие 2003 года от предыдущих лет - состав игроков не претерпел значительных изменений. В основном конкурировали универсальные операторы, которые работают на рынке более года. Таким образом, эпоха прихода новых крупных игроков завершилась (напомним, что в 2000-2002 гг. в Северной столице появилось много операторов - от "Голден Телеком" до "Зебры Телеком").
Но это не упростило конкурентную ситуацию - теперь игроки стремятся освоить все сегменты рынка. Так, в нише услуг для корпоративных клиентов активизировался "Петербург Транзит Телеком" (изначально он позиционировал себя только как транзитного оператора), "Вэб Плас" предложил "клонирование телефонов", которое подразумевает объединение удаленных офисов, активно осваивал сегмент юридических лиц "ЛАНК Телеком". На частном же рынке активизировались те компании, которые ранее ориентировались на корпоративных заказчиков, в частности "ПетерСтар", "Смарт Телеком", "Северо-Западный Телеком" (СЗТ), "Квантум".
Корпоративная интеграция
В сфере телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов активно работают крупные универсальные операторы: "ПетерСтар", "Метроком", "Квантум", "Северо-Западный Телеком", "Смарт Телеком", "Голден Телеком", в состав которого вошли "Совинтел", "Коминком-Комбеллга" и т.д.
Основные изменения здесь связаны с предпочтениями клиентов. Так, все большую популярность приобретают услуги по объединению в единую сеть удаленных офисов. "Сейчас их заказывает практически каждый третий клиент", - сообщил генеральный директор "ЛАНК Телеком" Николай Сторожев. Как отмечает директор по маркетингу и продажам компании "Квантум" Алексей Саминский, это в свою очередь влияет на такое направление, как предоставление услуг связи в бизнес-центрах. "Если в прежние времена операторы фокусировали свои усилия на качественных коммерческих площадках в центре города, то теперь они активно осваивают нишу так называемых бывших ящиков и заводов. Здесь же появляется большое количество мелких операторов", - говорит он.
Происходят и качественные изменения. "Покупатели стали более квалифицированными и, естественно, более требовательными. Рынок открыт: условия, предлагаемые игроками, уже не являются тайной для конкурентов. Почти все решения о выборе того или иного поставщика услуг связи принимаются по результатам тендеров или на основании анализа предложений от различных операторов", - объясняет заместитель генерального директора "Смарт Телеком" Игорь Русаков.
"Телекоммуникационные компании стремятся максимально упростить структуру тарифов. Например, у нас некоторое время существовало столько тарифов, что в них могли запутаться не только клиенты, но и сами менеджеры. Сейчас мы стремимся свести наши предложения к максимально простым и понятным пакетам услуг", - рассказывает руководитель отдела маркетинга "ПетерСтар" Ян Столяр.
Тем не менее в корпоративном сегменте существуют определенные провалы. Как утверждает Алексей Саминский, игроки работают в тех нишах, которые сулят быструю прибыль. "Капиталы сейчас очень мобильны. Поэтому на самых выгодных направлениях из-за обилия операторов появляется ощущение толкучки. При этом есть неудовлетворенный спрос в других, менее выгодных сегментах. Например, центральные районы уже освоены практически всеми игроками, в спальных районах и пригородах - картина иная", - констатирует он.
"В прошлом году резко возросла популярность интегрированных пакетов, включающих услуги телефонии и передачи данных. Пожалуй, это самое существенное изменение на рынке. Клиент тоже меняется - он серьезней подходит к финансовому вопросу при приобретении телекоммуникационных услуг. Все эти факторы и определяют состав успешных игроков - сейчас ими могут быть только универсальные операторы, обладающие развитыми сетями и достаточным финансированием для дальнейшего развития", - говорит Николай Сторожев. "Сегодня средний и крупный потребитель может требовать и получать такие условия и тарифы, которые были немыслимы два-три года назад", - добавляет Игорь Русаков.
Частная карта
Самая упорная борьба происходила в сегменте массового клиента. Основным средством работы с ним стали предоплаченные карты, а также разнообразные маркетинговые акции и дополнительные бонусы для абонентов. В отличие от корпоративного рынка здесь активно действуют не только универсальные операторы, но и компании, специализирующиеся на карточных услугах ("Зебра Телеком", "Корпорация ОСС", "Элвис Телеком", "Петерлинк" и т.д.).
Как отмечает директор отдела телематических услуг компании "ПетерСтар" Петр Акульшин, главным инструментом борьбы за потребителя стало понижение цен - практически, все игроки снизили тарифы в среднем на 30%, и введение универсальных карт, предоставляющих услуги доступа в интернет и телефонии. Другая тенденция на этом рынке - сейчас трудно разделять базовые технологии, используемые для предоставления телефонных услуг. Как известно, существуют традиционная связь и IP-телефония, когда голосовой трафик передается по интернет-протоколу. Если ранее с точки зрения качества IP-телефония сильно уступала, то теперь благодаря техническому прогрессу это отставание практически сошло на нет. Хотя, как отмечают эксперты, с ее помощью вряд ли получится отправить факс в другой город.
Комментарии
Николай Сторожев, генеральный директор компании "ЛАНК Телеком"
"Сейчас успешными игроками могут быть только универсальные операторы, обладающие развитыми сетями и достаточным финансированием для дальнейшего развития"
Петр Акульшин, директор отдела телематических услуг компании "ПетерСтар"
"Главным инструментом борьбы за частного потребителя стало понижение цен и продвижение универсальных карт"
Игорь Русаков, заместитель генерального директора компании "Смарт Телеком"
"Сегодня средний и крупный потребитель может требовать и получать такие условия и тарифы, которые были немыслимы два-три года назад"