Сейчас операторы предлагают две базовые услуги - телефонию и передачу данных (включая доступ в интернет и объединение офисов). Главное для потребителя - выбрать для себя оптимальное соотношение количества и типа услуг, их приемлемой стоимости и качества. Как отмечает руководитель отдела маркетинга компании "ПетерСтар" Ян Столяр, для предприятия на первом этапе выбора поставщика надо в первую очередь оценить свои потребности в связи и перспективы развития фирмы.
"Существуют базовые методики подсчета необходимых для компании объемов трафика. В случае с телефонией надо определиться со структурой телефонных переговоров. Объем интернет-трафика обычно прогнозируется исходя из количества ПК на предприятии и профиля деятельности компании", - говорит он. Если клиент четко планирует свое развитие, например увеличение рабочих мест, развитие сети региональных офисов и т. п., то это существенно поможет и в работе с поставщиками связи. Тем более что операторы часто готовы предложить существенные скидки компаниям, если видят их перспективность.
Предоставление услуг связи скорее напоминает создание отдельного проекта, который подошел бы к данному клиенту. Сейчас на рынке доступно большое количество технологий, позволяющих решить одну и ту же проблему. Например, связь может быть организована по наземным телекоммуникациям, причем различного типа, или с использованием беспроводных технологий. Кроме того, здание, где находится клиент, является отдельным предметом для изучения оператора - с точки зрения имеющихся в нем коммуникаций и возможностей их эксплуатации. По словам Яна Столяра, бывают случаи, когда из-за неожиданных препятствий приходится пересматривать метод подключения в простейших, казалось бы, случаях.
Сейчас на рынке фиксированной связи активно действуют мобильные операторы. В частности, сотовая компания "СкайЛинк" (работает в новом стандарте CDMA-450, его основное отличие - возможность высокоскоростной передачи данных) при запуске услуг предложила невысокие безлимитные тарифы. "В ряде случаев достойной альтернативой фиксированной связи может стать мобильная. У нас есть абоненты, которые пользуются услугами для офисных служб", - говорит директор по маркетингу компании "Дельта Телеком" ("СкайЛинк") Дмитрий Александров.
Специфика современного рынка телекоммуникаций в том, что на нем действуют универсальные операторы, и все услуги, а иногда и даже соответствующее оборудование, можно приобрести у одного поставщика. Как отмечает директор по маркетингу и продажам компании "Квантум" Алексей Саминский, выбор услуг по принципу "из одних рук" не всегда означает более низкие цены, если заказывать сервисы у нескольких различных поставщиков. "Главное достоинство здесь - удобство работы", - говорит он. По мнению операторов, клиенты сейчас все чаще ориентируются не на цены - благодаря обострившейся конкуренции за последнее время предложения стали более-менее унифицированными по стоимости. "Правда, тарифы всегда зависят от наличия альтернативных возможностей, то есть конкуренции. Возьмем, например, доступ в интернет. На свободном рынке 1 Гб стоит сейчас от $30 за входящий трафик до $80 (включая входящий и исходящий трафики) в случае монополии в отдельно взятом бизнес-центре", - замечает Алексей Саминский.
Тем не менее клиент выбирает сегодня качество услуг и дополнительные сервисы, которые может предоставить оператор. "Немаловажным фактором при выборе поставщика услуг для заказчиков является качество обслуживания - как быстро реагирует оператор на запросы, как оформляются бумаги и т. д. Затем идет надежность услуг, правда она очень часто в сознании клиента связана с брендом", - заявляет генеральный директор компании "ЛАНК Телеком" Николай Сторожев.
"Стоимость услуг сейчас примерно одинакова. Поэтому, прежде всего, следует обращать внимание на то, как действует оператор по отношению к клиенту, насколько телекоммуникационная компания понимает потребности заказчика. Речь идет о том, что оператор связи должен решать задачи, поставленные пользователем, а не оказывать услугу как таковую. Клиент должен быть прав всегда, даже если он не прав", - резюмирует заместитель генерального директора компании "Смарт Телеком" Игорь Русаков.
Комментарии
Ян Столяр, руководитель отдела маркетинга компании "ПетерСтар":
"При выборе поставщика услуг связи главное определиться с набором и объемом услуг, а также перспективами развития компании"
Дмитрий Александров, директор по маркетингу компании "Дельта Телеком" ("СкайЛинк"):
"В ряде случаев мобильная связь может стать достойной альтернативой фиксированной"