Всё будет... кроме 5G. Дюжина прогнозов на 2021 год

Целый год мы внимательно следили за рынком информационных технологий и телекома, отмечали тренды, радовались достижениям компаний и сочувствовали неудачным инициативам (которых тоже было, к сожалению, немало). Сегодня мы оцениваем тенденции уходящего года и делаем прогнозы на год будущий. На повестке – удаленка, облака, тарифы, документооборот, кибербезопасность и, конечно, 5G.

1. Тренд года: жизнь в формате онлайн

Когда в марте Cisco докладывала о 15-кратном росте количества подключений к Webex по всему миру, а Microsoft – о пятикратном увеличении количества встреч, звонков и конференций в Teams, многие еще не осознавали, что это надолго. Уже в апреле нам пришлось организовывать целый мастер-класс по переходу на удаленку и составлять список наиболее популярных и полезных решений для дистанционной работы.

К новому учебному году стало очевидно, что ВКС-совещания, онлайн-обучение и другие формы дистанционных коммуникаций никуда не исчезнут. Более того, многие работодатели, почувствовав преимущества такого формата (работники не тратят время на дорогу, компания оптимизирует расходы на аренду офисных помещений и командировки и т. п.), начали высказываться если не о 100% дистанционной, то как минимум о гибридной модели организации труда. Правда, вскрылись и очевидные недостатки удаленки: не все компании тратятся на оснащение сотрудников производительным оборудованием. Что касается онлайн-обучения – тревогу ожидаемо забили родители школьников в регионах, куда до сих пор «не завезли» качественный Интернет.

Тем не менее, в 2021 году останутся в тренде – удаленная работа, дистанционное образование, телемедицина. ВКС-платформы стремительно развиваются: к примеру, обрастает функционалом Zoom, а Webex к тому же адаптирует свои интеллектуальные функции к российскому рынку. Mail.ru Group и «Ростелеком», в свою очередь, совсем скоро будут готовы представить собственную платформу для обучения в удаленном формате – «Сферум».

 

 

2. Облака: ветер дует в сторону PaaS

Исследование IDS показало, что за 2019 год суммарный объем рынка публичных и частных облаков в России вырос почти на 27% и составил 1,72 млрд долларов. Распределение по моделям предоставления сервисов по-прежнему в пользу SaaS (61,2% рынка), однако эксперты замечают значительный рост востребованности PaaS (сейчас всего 12,1%). По прогнозу iKS-Consulting, объем российского рынка PaaS по итогам 2020 года достигнет 6,1 млрд рублей и к 2024 году увеличится до 11 млрд рублей.

В целом этот тренд, безусловно, положительный. Он указывает на то, что бизнес, особенно крупный, готов использовать в своей работе не просто отдельную облачную инфраструктуру или софт, а целые облачные платформы с необходимыми ИТ-инструментами: например, для разработки приложений, быстрого вывода продуктов на рынок, бизнес-аналитики. Кроме того, стоит отметить хорошие позиции в этой нише российских провайдеров PaaS – Mail.ru Cloud Solutions, Yandex.Cloud, SberCloud и других.

 

 

3. Домашний Интернет стабилен

На рынке фиксированного домашнего Интернета движение идет в сторону гигабитных скоростей. Обуславливается это, в частности, снова переходом на «удаленку» – и возросшими аппетитами пользователей в каждом отдельном домохозяйстве: работа, видеоконтент, онлайн-игры. Ведущие провайдеры друг за другом представили новое оборудование для работы на повышенных скоростях: «ЭР-Телеком» в рамках реализации федерального проекта «Новый интернет», а «Ростелеком» – в рамках развития игровой экосистемы. Однако, как нам кажется, в 2021 году не стоит ожидать массового перехода пользователей на тарифы 600-800 Мбит/с и выше. Это связано и с низкой платежеспособностью населения, и с тем, что технология PON для многих регионов до сих пор недоступна, особенно в старом жилом фонде.

Гораздо важнее то, что стоимость услуги фиксированного Интернета за год практически не поменялась. Несколько лет назад мы писали о том, что операторы связи преодолели «психологический барьер», повысив абонентскую плату в среднем до 500 рублей в месяц – с тех пор она осталась на прежнем уровне. Более того, операторы улучшили программы лояльности, благодаря которым проводная связь стала еще экономичнее.

 

 

4. «Самая дешевая мобильная связь»

К сожалению, мобильные операторы, скорее всего, пойдут по другому пути, изо всех сил стараясь опровергнуть стереотип (впрочем, не делающий поправку на покупательскую способность населения страны) о том, что в стране самая дешевая мобильная связь в мире. Индустрия переживает не лучшие времена, когда при стабильно низком APRU и отсутствии значимого прироста абонентской базы необходимо, тем не менее, постоянно вкладываться в поддержку и модернизацию инфраструктуры. Бизнес-модель, построенная на демпинге, исчерпала себя и сегодня стала бременем. Удорожание услуг происходит интенсивно – как за счет постоянного создания новых тарифных линеек, так и за счет повышения абонентской платы на архивных тарифах. И будет происходить в 2021.

На этом фоне приятным исключением выглядят такие инициативы, как, например, «Социальный пакет» Билайна – возможность самым экономически незащищенным слоям населения пользоваться услугами передачи данных, голоса и SMS-сообщений за 120-150 рублей в месяц. Стоит также обратить внимание на появление в линейках операторов экономичных «семейных» тарифов – когда к одному номеру «привязывается» несколько дополнительных. К примеру, такие тарифы существуют у Билайна и «Ростелекома».

Что касается популярной сегодня темы «платите только за использованные минуты и гигабайты» (новый посыл Yota), – очевидно, это больше маркетинговый ход и исключительно нишевой продукт, чем реальная возможность сэкономить. Аналитик ICT-Online.ru сравнил обычный пакетный тариф с предложением поминутной и погигабайтной оплаты – и не нашел большой разницы по стоимости. Кроме того, предложение оценить ежемесячный объем расходов на связь (минуты, гигабайты, SMS) во многом абсурдна, так как каждый месяц абонент расходует разный объем трафика.

 

 

5. Электронные подписи и госуслуги

В 2021 году значительно увеличится количество пользователей-физлиц, пользующихся электронной цифровой подписью. Это связано с увеличением количества госуслуг, предоставляемых в электронном виде.

Применение электронной подписи в корпоративном сегменте также увеличивается. Сегодня в России обращается 5,5 млн сертификатов только квалифицированной электронной подписи. Производители СЭД разрабатывают продукты для управления сертификатами электронной подписи организации и кооперируются с удостоверяющими центрами, чтобы сделать ЭП доступнее для бизнеса.

 

 

6. Подписки на всё

Пожалуй, для обывателя самым выбешивающим трендом года стали подписки: на музыку, кино, антивирусы, книги, обучение, умный дом и так далее. Для владельцев контента или сервисов это, несомненно, более выгодный бизнес, чем продажа владения. По подписке пользователь не владеет сервисом или контентом – а только арендует. При этом с виду безобидные 100-200 рублей в месяц, помноженные на количество подписок (Яндекс.Музыка, Spotify, ivi, Boom, «Литрес»...), оборачиваются головной болью и дырой в бюджете. Кроме того, ты в любой момент можешь оказаться без нужного сервиса, если по какой-то причине не оплатил подписку.

 

 

7. Новые грани безопасности

В 2020 году эксперты фиксировали увеличение числа сложных и таргетированных кибератак на организации разного масштаба и сферы деятельности. Антивирус и файрвол оказываются неспособны справиться с некоторыми видами киберугроз – например, с вредоносным софтом, который, попав на зараженную машину, «выдает» себя за легитимный.

В связи с этим в 2021 году мы прогнозируем рост спроса на дополнительные профессиональные решения по кибербезопасности – например, класс продуктов EDR, песочницы, сервисы внутренних или аутсорсинговых SOC.

 

 

8. Главный негативный тренд: несвободный Интернет

Декабрь принес нам целую корзину пищи для размышлений – своеобразный подарок регулятора интернет-пользователям к новому году. Это – законопроекты о блокировке зарубежных интернет-ресурсов за «антироссийскую» цензуру, об уголовной ответственности за распространение клеветы в Интернете и некоторые другие. При этом мы понимаем, что эти инициативы можно использовать как во благо, так и во вред – и второй вариант в нынешней обстановке кажется очень вероятным, ведь доказать отсутствие клеветы в комментариях и постах порой невозможно, даже если правда безусловно на стороне высказывающегося.

 

 

9. Камеры везде

По данным совсем свежего исследования, Россия заняла третье место в мире по общему числу камер видеонаблюдения – по стране сегодня установлено 13,5 млн устройств, то есть в среднем около одного устройства на 100 человек.

Впрочем, этот тренд совсем нельзя назвать негативным: наоборот, задачу видеокамер мы видим не в тотальной слежке за гражданами, а в обеспечении безопасности на улицах и в общественных местах, в регулировании дорожного движения – не только для фиксации правонарушений, но и, например, для создания «зеленой волны» на перекрестках. О широких возможностях видеоаналитики заявляют ведущие мировые вендоры систем безопасности, как Axis и Hikvision. Во время пандемии камеры взяли на себя контроль за температурой, за соблюдением социальной дистанции и даже за ношением масок.

Технология компьютерного зрения на базе качественной сетевой камеры может применяться, например, в ритейле для улучшения сервиса и персональных программ лояльности, в медицине как часть телемедицинского модуля или для распознавания триггеров на снимках и т. д.

 

 

10. Гиперконвергенция – новое слово

В ближайшем будущем кардинально изменится подход компаний к организации ИТ-инфраструктуры. Место классической распределенной сетевой инфраструктуры займут программно-определяемые сети, а место отдельных частных или публичных облачных хранилищ – гиперконвергентные системы.

Подобные решения упрощают масштабирование и управление ИТ-инфраструктурой и потому будут использоваться всё активнее.

 

 

11. Искусственный интеллект не выйдет на дороги, но выйдет в поля

Похоже, что хайп по поводу беспилотных автомобилей на дорогах страны немного утих – «инновационные машины» пока что исполняют функции доставщиков в Иннополисе и... И всё. Однако системы искусственного интеллекта находят всё большее применение в действительно важной отрасли – сельском хозяйстве. А также осваивают рельсовый транспорт. Вероятно, что в 2021 году мы сможем наблюдать расцвет ИИ в этих двух отраслях.

 

 

12. 5G не будет

Мы не раз писали о том, почему в России пока не могут «завести» 5G. Скорее всего, ее не будет ни в 2021, ни даже в 2022 году.

Это печально, но не смертельно. К примеру, эксперты говорят, что для организации АСУТП на основе промышленного Интернета вещей подойдут как уже известные беспроводные технологии вроде LoRaWAN, так и модернизированный 4G. Ну, а обычным абонентам-физлицам связь пятого поколения, вероятно, и вовсе не нужна. Для них в новом году актуальным станет новый формат SIM-карты eSIM – гораздо более близкий и переспективный тренд.

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики:

Ключевые слова: широкополосный доступ, 5G, дистанционное обучение, информационная безопасность, регулирование, видеоконференцсвязь, электронные услуги, облачные услуги, Искусственный интеллект