Читать бравурные релизы о новых маркетинговых акциях для абонентов свежеприобретенных активов компаниями «большой тройки» можно без остановки – бодрит, как пятерка новых рассказов на сайтах анекдотов. Маркетологи «большой тройки» настолько уверены в том, что их предложение будет интересно новым клиентам, что аж диву даешься: неужели абоненты на это «клюнут»? В принципе, да, конечно. Игра ценой на рынке еще эффективна, пока пользователи не привыкли к долгосрочному обслуживанию и за историю взаимоотношений с определенным оператором связи им будут выдавать не просто вежливые улыбки обслуживающего персонала (что само по себе приятно), а весомые в финансовом отношении скидки. Но и это время придет достаточно скоро – думаю, в следующем году, когда активность на рынке M&A закончится наконец.
Самые свежие примеры «конвергенции» (так и хочется сказать «рыночной синергии»), например, в Москве демонстрируют МТС и «МегаФон», которые практически одновременно переживают стресс от «переваривания» активов фиксированного ШПД: «Комстара» и NetByNet соответственно. Новых/приобретенных абонентов традиционно принято «приласкать», чтобы они не сбежали к конкуренту. «Привязывать» их предлагается достаточно банально – с помощью староватых USB-модемов для мобильного Интернета и бесплатного пользования услугами.
Правда, ненадолго, но и это хорошо.
Со стороны кажется – о, небывалая щедрость! Скидка на модем для пользователей NetByNet от «МегаФон» аж 50 % (его предлагают за 450 рублей), у МТС – 20 %. На самом деле, эти «игрушки» можно отдавать даже бесплатно: стоимость их невелика, а дотировать подключение операторы морально готовы. Здесь, по сути, они работают со своей абонентской базой, и увеличение потребления услуг пойдет компаниям связи на пользу. Странно только, что скидки уж очень незначительные для такого важного процесса.
В стимулировании потребления услуг операторы соревнуются примерно на равных. К примеру, в рамках акции «Два лучше, чем один!» в «МегаФон» абоненту предлагается месяц бесплатного мобильного Интернета. А у МТС в рамках такой же акции «3 в 1 выгодно вместе» аж два месяца бесплатного пользования безлимитным мобильным Интернетом и месяц – домашним Интернетом и телевидением. Но «МегаФон» еще предлагает 25-процентную скидку на мобильный Интернет «пожизненно» всем абонентам NetByNet. Ух, какая сила и мощь в этих акциях! По сути же, мобильный Интернет стоит копейки, поэтому можно предлагать хоть 90 % скидки пожизненно абоненту и всем его друзьям – все равно оператору связи это будет выгодно.
Все подобные сервисы – стандартные возможности увеличения прибыльности своей компании, с этим все нормально. Но зачем называть это «конвергенцией услуг фиксированного широкополосного Интернета и мобильной связи»? Если обратиться даже к банальной Википедии, то мы увидим, что «Конвергенция телекоммуникационных сетей – объединение нескольких, бывших ранее раздельными, услуг в рамках одной услуги».
Я понимаю, что такое Triple Play – объединение телефонии, Интернета, телевидения в одном кабельном интернет-подключении. И в одном счете для абонента! Что такое конвергенция применительно к мобильному доступу в Сеть и подключению по ШПД я тоже могу вообразить. Но только с одного счета, с возможностью подключить дополнительные услуги (к примеру, доступ по Wi-Fi с помощью SMS или из личного кабинета), с роумингом в тех же Wi-Fi-хотспотах по России, с предоставлением абоненту (за деньги, конечно, за деньги) многодиапазонного оборудования для того же 3G/WiMAX/Wi-Fi/ADSL/Ethernet. Но этого на рынке практически не наблюдается.
Вот ситуация с теми же фемтосотами, которые можно ставить в упрощенном режиме. Будет ли их установка в доме у желающих абонентов конвергентным сервисом? Да ничуть не бывало. А вот если оператор предложит клиенту нормальный ТП при передаче через это устройство для мобильных устройств, да продаст ему качественный и недорогой канал для фиксированного ШПД, а то и подключит к этому интересную услугу (к примеру, выдаст камеру для сканирования пробок из окна дома), это будет уже интересно и принесет ему вполне ощутимую прибыль.
Знают ли маркетологи операторов связи о том, что такое конвергенция? Думаю, что лучше меня. Но в теории. Правда, созданных по этим канонам услуг на российском рынке, особенно на стыке разных технологий, мне пока не заметно. Даже оставим частников в покое – для рынка SMB подобные услуги и то можно пересчитать по пальцам. «Телефония + Интернет» самое распространенное предложение. ВКС практически не предлагают, виртуально-«облачные» сервисы типа виртуальных АТС, управление SIM-картами для M2M-сервисов и иже с ними, несмотря на технологическое превосходство, в легком «загоне». Явно ведь, они необходимы клиентам, но особенных денег операторам связи не приносят. Не умеют подавать? Или конвергентные сервисы – это чуть-чуть другое, чем декларируется?