Конвергенцию в России не понимают?

Что будет, если скрестить ежа с ужом, можно понять из русской народной поговорки – в принципе, ничего хорошего. Но на рынке телекоммуникаций операторы мобильной связи пока с маниакальным упорством становятся «интегрированными операторами связи», приобретая операторов фиксированного ШПД для лучшего настроения своих акционеров. Возможно, это и принесет им положительный эффект «от синергии», но с конвергентными услугами, обещание которых входит в каждую презентацию по итогам объединения/покупки, в России пока «напряженка». Операторы просто понимают под этим совсем не то, что необходимо.

Читать бравурные релизы о новых маркетинговых акциях для абонентов свежеприобретенных активов компаниями «большой тройки» можно без остановки – бодрит, как пятерка новых рассказов на сайтах анекдотов. Маркетологи «большой тройки» настолько  уверены в том, что их предложение будет интересно новым клиентам, что аж диву даешься: неужели абоненты на это «клюнут»?  В принципе, да, конечно. Игра ценой на рынке еще эффективна, пока пользователи не привыкли к долгосрочному обслуживанию и за историю взаимоотношений с определенным оператором связи им будут выдавать не просто вежливые улыбки обслуживающего персонала (что само по себе приятно), а весомые в финансовом отношении скидки. Но и это время придет достаточно скоро – думаю, в следующем году, когда активность на рынке M&A закончится наконец.

Самые свежие примеры «конвергенции» (так и хочется сказать «рыночной синергии»), например, в Москве демонстрируют МТС и «МегаФон», которые  практически одновременно переживают стресс от «переваривания» активов фиксированного ШПД: «Комстара» и NetByNet соответственно. Новых/приобретенных абонентов традиционно принято «приласкать», чтобы они не сбежали к конкуренту.  «Привязывать» их предлагается достаточно банально – с помощью староватых USB-модемов для мобильного Интернета и бесплатного  пользования услугами.

Правда, ненадолго, но и это хорошо.

Со стороны кажется – о, небывалая щедрость! Скидка на модем для пользователей NetByNet от «МегаФон» аж 50 % (его предлагают за 450 рублей), у МТС – 20 %. На самом деле, эти «игрушки» можно отдавать даже бесплатно: стоимость их невелика, а  дотировать подключение операторы морально готовы. Здесь, по сути, они работают со своей абонентской базой, и увеличение потребления услуг пойдет компаниям связи на пользу. Странно только, что скидки уж очень незначительные для такого важного процесса.

В стимулировании потребления услуг операторы соревнуются примерно на равных. К примеру, в рамках акции «Два лучше, чем  один!» в «МегаФон» абоненту предлагается месяц бесплатного мобильного Интернета. А у МТС в рамках такой же акции «3 в 1  выгодно вместе» аж два месяца бесплатного пользования безлимитным мобильным Интернетом и месяц – домашним Интернетом и телевидением. Но «МегаФон» еще предлагает 25-процентную скидку на мобильный Интернет «пожизненно» всем абонентам NetByNet. Ух, какая сила  и мощь в этих акциях! По сути же, мобильный Интернет стоит копейки, поэтому можно предлагать хоть 90 % скидки пожизненно абоненту и всем его друзьям – все равно оператору связи это будет выгодно.

Все подобные сервисы – стандартные возможности увеличения прибыльности своей компании, с этим все нормально. Но зачем называть это «конвергенцией услуг фиксированного широкополосного Интернета и мобильной связи»? Если обратиться даже к  банальной Википедии, то мы увидим, что «Конвергенция телекоммуникационных сетей – объединение нескольких, бывших ранее  раздельными, услуг в рамках одной услуги».

Я понимаю, что такое Triple Play – объединение телефонии, Интернета, телевидения  в одном кабельном интернет-подключении. И в одном счете для абонента! Что такое конвергенция применительно к мобильному  доступу в Сеть и подключению по ШПД я тоже могу вообразить. Но только с одного счета, с возможностью подключить  дополнительные услуги (к примеру, доступ по Wi-Fi с помощью SMS или из личного кабинета), с роумингом в тех же Wi-Fi-хотспотах по России, с предоставлением абоненту (за деньги, конечно, за деньги) многодиапазонного оборудования для того же 3G/WiMAX/Wi-Fi/ADSL/Ethernet. Но этого на рынке практически не наблюдается.

Вот ситуация с теми же фемтосотами, которые можно ставить в упрощенном режиме. Будет ли их установка в доме у желающих абонентов конвергентным сервисом? Да ничуть не бывало. А вот если оператор предложит клиенту нормальный ТП при передаче через это устройство для мобильных устройств, да продаст ему качественный и недорогой канал для фиксированного ШПД, а то и подключит к этому интересную услугу (к примеру, выдаст камеру для сканирования пробок из окна дома), это будет уже  интересно и принесет ему вполне ощутимую прибыль.

Знают ли маркетологи операторов связи о том, что такое конвергенция? Думаю, что лучше меня. Но в теории. Правда, созданных по этим  канонам услуг на российском рынке, особенно на стыке разных технологий, мне пока не заметно. Даже оставим частников в покое – для рынка SMB подобные услуги и то можно пересчитать по пальцам. «Телефония + Интернет» самое распространенное  предложение. ВКС практически не предлагают, виртуально-«облачные» сервисы типа виртуальных АТС, управление SIM-картами для M2M-сервисов и иже с ними, несмотря на технологическое превосходство, в легком «загоне». Явно ведь, они необходимы клиентам, но особенных денег операторам связи не приносят. Не умеют подавать? Или конвергентные сервисы – это чуть-чуть другое, чем  декларируется?

Автор: Максим Букин.

Тематики:

Ключевые слова: мобильный Интернет, доступ в Интернет, широкополосный доступ, слияние поглощение