Два года назад на крупном петербургском ИТ-мероприятии мне «посчастливилось» наблюдать одну занимательную картину. Представитель какого-то разработчика софта начал свое выступление с ролика, в котором открытым текстом звучало запугивание. Причем слушателей стращали не зловредными вирусами или DDoS-атаками: топ-менеджеров, руководителей подразделений пытались уверить в том, что их персонал поголовно - нерадивые негодяи, которые только и думают о том, как бы сорвать планы или использовать корпоративные ресурсы в личных целях. И, понятное дело, спасти компанию от неминуемого коллапса поможет только некая небесплатная система, по типу DLP, которая выведет хитрых сотрудников на чистую воду - скорее всего, с хорошими перспективами увольнения.
Выступление выглядело как что-то среднее между рекламой про микробов под ободком унитаза и передачей РЕН-ТВ про «слухи, сенсации, расследования». В доказательство приводились невероятные суммы, которые работодатель сэкономит, если за спиной у каждого сотрудника, грубо говоря, будет стоять видеокамера. Или робот с дубинкой. По-видимому, автор выступления принял знаменитый роман Оруэлла «1984» не как предупреждение, а как руководство к действию. Правда, он не добавил, сколько квалифицированных кадров и, соответственно, компетенций (в том числе с весомой приставкой «core-») лишится компания при таком подходе.
К счастью, история расставила все по своим местам. Внедрение DLP на предприятиях не превратилось в истерическую «охоту на ведьм», а происходит в большинстве случаев вдумчиво - как закономерный и естественный процесс повышения эффективности бизнеса. Здесь хотелось бы отметить другое: интересен сам факт того, как при помощи подобных крупных мероприятий некая коммерческая идея может быть преподнесена и растиражирована в качестве рыночного тренда. Безусловно, никто не запрещает на профильном форуме представлять собственную продукцию или набирать клиентскую базу – если, конечно, это предусмотрено правилами. Но стоит ли для этого пытаться фальсифицировать тренды – большой вопрос.
Впрочем, бывали случаи, когда выступление, пусть даже рекламного характера, на форуме/конференции действительно становилось предвестником изменений. Когда на «Телекоме двух столиц» 2015 года Жаркын Турсынов представлял свой альтернативный ТВ-сервис «Смотрешка», мало кто еще в России задумывался о подобных вещах, ведь сам рынок IPTV только-только обрел форму и избавился от обидного статуса «дополнения к ШПД». Тем не менее, совсем скоро «Смотрешку» взял на вооружение один из ведущих петербургских операторов связи – «Эт Хоум», а тренд на мультиэкранность и мультисервисность, на альтернативные варианты телесмотрения нашел свое воплощение в других продуктах: например, в «Интерактивном ТВ 2.0» «Ростелекома».
И если в первом примере мы наблюдали своеобразное проявление мизантропии (пусть наигранное, маркетинговое), то второе решение явно было обращено к потребителю, учитывало его желание мобильности в конце концов - свободы. Оттого оно и оказалось успешным.
Иными словами, знание потребностей человека (не клиента даже, именно человека) – одна из ключевых задач современного бизнеса. Сейчас об этом наиболее активно заявляют сотовые операторы, но тренд распространяется на все сферы телекома, ИТ, ритейла, финансовых институтов и так далее. При этом нужно помнить, что для ИТ-подразделения эти самые потребители в основном внутренние: конечные пользователи всех информационных систем, корпоративной почты и т. д.
С «человеческим фактором» связана еще одна тема, без которой практически не обходится ни одно крупное мероприятие в области как HR, так и ИТ: это увлечение современными концепциями работы с персоналом и организации производства типа Agile, Kanban и т. д. И, безусловно, помешанность на «комплаенсе». Это замечательно, об этом нужно много и подробно говорить. Но… Читаю в профильном журнале статью о внедрении методологии комплаенса на некоем промышленном предприятии. Текст переполнен восторженными фразами: комплаенс поможет нашей компании… благодаря комплаенсу мы достигнем… И – ни одного живого примера, как это выглядит на практике, как применяется в деле. Создается впечатление, что компания ожидает взрывного положительного эффекта исключительно от постоянного употребления в речи слова «комплаенс» - точно так же, как кому-то греет душу стикер с надписью «всё будет хорошо», наклеенный на монитор. Позвольте спросить: а что, до появления этого волшебного слова такие понятия, как ответственность, продуктивность, дисциплина и пр. – на вашем предприятии присутствовали только в уставе?
То же самое: возвращается наша делегация CEO из Силиконовой долины и искренно удивляется: они там — топ-менеджеры! - все сидят «в эджайле», в комнате без перегородок!.. По моему глубокому убеждению, дело здесь совсем не в agile, при всем уважении к нему. Я абсолютно не понимаю, почему для такой, казалось бы, очевидной вещи, как разумные отношения в высшем менеджменте – чтобы они заработали – нужно выдумывать целую (идео-) методологию? Если бизнес не работает на этом априори, то - «вы, друзья, как ни садитесь...»
Несмотря на то, что информация, пресловутая Big Data, в наши дни считается главным ресурсом практически любой компании, человек был и останется основным субъектом, способным ее генерировать, распоряжаться ею и получать от нее прибыль. Интересным опытом в этом плане мне показалась задумка Игоря Мялковского, члена Правления «SPb CIO Club», которая была реализована на последнем петербургском Secure IT World. Идея заключалась в том, чтобы экономически обосновать существование целого отдела компании — в данном случае, отдела информационной безопасности. Шаг к тому, чтобы вновь поставить в центр бизнес-модели человека, а не информационные системы, и не agile, чем бы он ни был. Наверное, так будет правильнее.
В гостях у SPb CIO Club: форум «Secure IT World – 2015»
Тот самый «Телеком двух столиц — 2015». Среди гостей можно заметить журналиста spbIT.ru
Официально: петербургский «МегаФон» подводит итоги года
Выезд «в поля»: открытие Wi-Fi вышки «Ростелекома» в деревне Сухое, Ленинградская область
И такое бывает: spbIT.ru на фестивале Geek Picnic, Елагин остров