Жители нашей страны традиционно эмоциональны и многословны, поэтому 3 или 5 долларов в минуту за каждые 60 секунд общения на борту самолета их не остановят. Особенно это «приятно» будет слышать во время трансатлантического перелета до США, который продолжается больше 10 часов. Или во время перелета из Москвы в Сидней – правда, с промежуточной посадкой – но тоже часов 20 в воздухе. Да или просто добираясь из Владивостока в столицу. После неоднократной смены часовых поясов, самолетного гула, не самой удобной позы в кресле и не самой вкусной еды (даже если лететь в бизнес-классе) настроение, мягко говоря, не самое радужное. А здесь еще какой-то не в меру говорливый пассажир, особенно разгоряченный алкоголем, будет непрестанно решать свои вопросы на повышенных тонах. Закидать его подушками не получится – придется терпеть. По сути, озаботившись разрешением совершать звонки над облаками, российские регулирующие органы не определили, как этот процесс будет организован.
Интернет-общественность постепенно начинает осознавать, что выдержать даже часовой перезвон мобильных телефонов на пути из Москвы в Санкт-Петербург будет сложновато: это вам не «Сапсан», где есть тамбуры, из самолета поговорить никуда не выскочишь, поэтому придется терпеть. Предлагаются самые разные варианты – от внесения изменений в правила поведения пассажиров на борту, указав им, к примеру, что звонить можно не больше пятнадцати минут за раз, до требования при совершении звонка проходить в кормовой отсек. Все эти варианты, конечно, вряд ли осуществимы. Но что достижимо, так это просьба к пассажирам выключать звук на своих телефонах при нахождении на борту авиалайнера. Но все это не решает проблему – не в меру говорливый абонент способен превратить длинный перелет в пытку, особенно если у него кредитный тарифный план и надежда на скорое исчерпание денег на его счету призрачна.
Что же можно сделать с такой напастью? Конечно, высокая стоимость подобных разговоров заставит многих пассажиров самостоятельно выключать «мобильники» при взлете авиалайнера – никому не хочется «попадать» на деньги. Наиболее технологичные абоненты предпочтут отправлять SMS – стоимость коротких сообщений будет, скорее всего, в пределах 30-40 центов за 160 символов. А для разговоров по мобильнику проще всего будет использовать небольшие «закутки» возле аварийных выходов и туалеты: уж там-то точно никого не будет слышно. Сомнительно, что авиакомпании пойдут на выделение пассажирам отдельного, пусть небольшого и экранированного от остального салона, отсека для того, чтобы они могли поговорить голосом – это просто нерентабельно.
Очень вероятно, что в ближайшем будущем мы будем выбирать авиакомпании не по возможности разговора на борту самолета по телефону, а по ее отсутствию – хоть какой-то отдых в полете. Кроме того, наиболее разумные авиакомпании, разумеется, пойдут другим путем. Уже сейчас в спинках кресел многих дальнемагистральных самолетов можно найти небольшие сенсорные дисплеи для просмотра фильмов или ТВ-каналов, прослушивания музыки и даже участия в простеньких казуальных играх. Если добавить к этому стандартный разъем для micro-USB, по которому можно заряжать большую часть новых смартфонов и загружать (разумеется, за плату) туда развлекательный контент, то это будет перспективнее телефонного общения. А если установить в блоках кресел экономкласса хотя бы пару электрических розеток для мобильных ПК и развернуть в салоне Wi-Fi-сеть, то доходы будут куда как выше, чем от голосового роуминга. Поглощенные веб-серфингом (да, он будет на небольшой скорости – информация пойдет через спутник), общением в блогах и ICQ пользователи просто не захотят звонить. Современные технологии должны быть бесшумными – особенно в тесном салоне аэробуса.