— Руслан, как изменился российский рынок облачных услуг за прошлый год, чем он интересен сегодня? Меняется ли состав игроков и заказчиков облачных услуг, появляются ли новые активности в регионах, отраслях?
— По составу игроков рынок достаточно стабилен. Возможно, в регионах кто-то и появляется, но так как ключевые потребители облачных сервисов сосредоточены в столицах, то основу рынка составляют федеральные игроки – Яндекс, Selectel, VK, K2Cloud, Ростелеком. Те из них, кто строит свой результат на коммерческом заказчике, показали очень сильные финансовые итоги облачного бизнеса. Это происходит из-за того, что рынок получил несколько импульсов к развитию, которые сложились в одной точке.
Первый и, может быть, основной – это импульс ментальный. Наша страна славится несколько частно-собственническим отношением к своим активам. Мы любим видеть материальное воплощение объекта своего владения. Это относится и к недвижимости, и к информационным технологиям. Нам нужен свой сервер. Облачный бизнес долгое время страдал от этого. Участникам рынка пришлось посвятить много времени и усилий просвещению заказчиков. Да и заказчики сами параллельно искали правильное применение облачных технологий в своей инфраструктуре и задачах. Сейчас мы на той стадии зрелости рынка, когда большой ментальный сдвиг произошел. Облака стали естественной частью ИТ-ландшафта.
Директор департамента «Облака и данные» компании Рексофт Руслан Заединов
Фото: Рексофт
Вторым импульсом, который усилил первый, стало существенное ограничение канала поставки оборудования. Привычные вендоры ушли в 2022 году, но все-таки большие инфраструктурные запасы многих заказчиков сыграли свою роль. Прошло почти три года, запасы стали кончаться, встала необходимость ротации и замены оборудования. Откуда его взять? Либо параллельный импорт, либо российские вендоры. Российские вендоры загружены заказами, и они, конечно, не самые оптимальные по ценовому предложению, поэтому облака получили импульс к развитию. Тем более что облачные игроки серьезно занимаются вопросами поставки оборудования и сборки своей серверной базы.
Еще один большой импульс, который сложился в моменте, это высокая ключевая ставка. Все-таки облака — это во многом финансовая услуга. Она позволяет разнести во времени стоимость сервера или ПО, или того и другого вместе на достаточно длительный период времени. Конечно, в совокупности это получается дороже, как любой кредит, но зато не нужно искать деньги для единовременной закупки, которая стала очень дорогим удовольствием.
На мой взгляд, именно эти три импульса в совокупности дали лидерам рынка такой высокий результат.
— Какие облачные сервисы и технологии сейчас наиболее популярны и востребованы, с чем это связано?
— В прошлом году с департаментом стратегического консалтинга Рексофт мы провели большую аналитическую работу по сравнительному анализу российского и зарубежного облачного предложения. Структура российского и зарубежного рынков существенно отличаются. На российском - перевес идет в сторону инфраструктурных облачных услуг. Это все, что касается виртуализации всего - серверов, сетей, систем хранения данных и управления этой виртуализацией из облака. На зарубежном рынке акцент смещается и уже даже, можно сказать, сместился в сторону РaaS, когда главным потребителем облачных услуг является не системный администратор заказчика, а команды разработки. Разработчики пишут прикладные решения с использованием облачных платформ и инструментальных средств.
Такой перекос в России в сторону инфраструктуры связан с двумя факторами. Во-первых, исторически мы еще находимся на том этапе развития, когда прикладные системы не создаются на основе облачных сервисов. А во-вторых, есть дефицит предложения. Российские облачные провайдеры идут за своими заказчиками и предлагают в основном инфраструктурные сервисы. Они весьма разнообразны. Это и сервисы хранения, и сервисы балансировки нагрузки, и сервисы безопасности. Очень большой спектр - но все-таки это все инфраструктурные сервисы. Таков наш заказчик, и как следствие, таков рынок облачных услуг. Как только будут развиваться платформенные и SaaS-предложения, я уверен, что они найдут своего заказчика. Но пока таких сервисов на отечественном рынке мало.
— Расскажите о проектах и инициативах Рексофт в этом направлении.
— Департамент «Облака и данные» Рексофт создан в декабре 2024 года, и мы находимся в стадии формирования нашего предложения рынку. Из предыдущих моих ответов понятно, что мы смотрим на PaaS-услуги. Именно в эту сторону мы будем развивать свои собственные продукты, в частности, нашу платформу данных, которая отработана на ряде контрактов с крупными заказчиками, оперирующими большим объемом разнородных данных. Надеемся, что разработчики наших заказчиков, которые занимаются развитием собственных прикладных решений, обратят внимание на то, что российский рынок будет обогащаться платформенными решениями, которые можно использовать в качестве готовых компонентов для разработки.
— Какие изменения на российском рынке облачных услуг можно ожидать в 2025 году? По вашим прогнозам, к чему они могут привести?
— Прогнозы неблагодарное дело, но мне кажется, что в 2025 году революционных изменений портфеля облачных провайдеров не предвидится, а вот консолидация, какие-то M&A на этом рынке возможны. Предпосылкой для этого служит расслоение рынка. Практически сейчас вымываются средние игроки, остаются только большие гранды. Это естественно. В текущих условиях только они могут быть эффективными. Но есть еще и другая сторона вопроса. Она связана с тем, что происходит с теми, кто вымывается. Я думаю, что мы сможем увидеть определенные объединения на этом рынке с целью формирования новых сильных игроков. Здесь нужно внимательно следить за новостями, и, возможно, для каких-то заказчиков и конечных потребителей это будет возможностью получить новые интересные сервисы облачного рынка.
— Большое спасибо за беседу!