Зинаида Ястребцева (Росбанк): «В случае основных банковских систем low-code и no-code - вспомогательные методы к классической разработке»

Сочетание особенностей банковских систем и методов low-code и no-code привело Росбанк к их активному использованию. Яркий пример масштабного применения данных методов разработки – роботизация. Об этом рассказывает Зинаида Ястребцева, директор департамента карточных технологий Росбанка.

3156 участников собрала девятая конференция об инновационных технологиях TECH WEEK. В числе спикеров: Елена Корбут, экс-топ-менеджер авиационной холдинговой компании «Сухой» и авиастроительной компании РСК «МиГ»; Андрей Будаев, директор по организационному развитию Риалвеб (ГК QIWI); Николай Петелин, co-founder банка «Точка», Head of digital services for small business в РОСБАНК; Анетта Орлова, психолог, кандидат социологических наук, тв-эксперт на федеральных каналах, радиоведущая; Динара Юнусова, генеральный директор Банки.ру (см. новость раздела «Мероприятия» от 14 июля 2023 г.).

 

 - Зинаида, расскажите о low-code и no-code в работе банка. В каких случаях такие методы разработки применяются, а в каких не могут быть применены в банке?

 - Очевидно, что low-code и no-code методы позволяют делать разработку легче, быстрее и дешевле. При этом есть и свои ограничения, тяжелая автоматизация в ключевых банковских системах, например, вряд ли сможет быть реализована подобными методам. Слишком много специфики, сложная внутренняя архитектура, и это без упоминания legacy-систем, где эта история в принципе неприменима.

Зинаида Ястребцева, директор департамента карточных технологий Росбанка

 - Используется ли low-code и no-code в вашем банке? Какие проекты были таким образом реализованы?

Кредитные организации активно наращивают сотрудничество с российскими вузами для подготовки кадров. В 2022 году увеличился дефицит IT-специалистов на фоне отъезда многих сотрудников за границу, а также ухода технологических компаний с российского рынка, отметили эксперты. При этом спрос на IT-специалистов постоянно растет, подчеркнули в Минцифры. Наиболее востребованы сейчас разработчики, специалисты по информационной безопасности и системные аналитики, особенно из-за необходимости перехода на отечественные системы (см. новость раздела «Обучение» от 27 марта 2023 г.).

 - Как ни странно, сочетание особенностей банковских систем и особенностей методов low-code и no-codeпривело нас к их активному использованию. Яркий пример масштабного использования – роботизация. Мы начинали с более классического для нас low-code, разработчики использовали достаточно базовые модули системы, адаптируя их под наши интеграции, форматы и интерфейсы. Мы шли как по пути визуальной адаптации (что более просто), так и интеграций с системами (что требовало полноценной разработки). Внедрение было успешно, мы достигли прекрасных показателей, а за счет использования low-code, команда получилась более «легкой». Однако постепенно с ростом популярности технологии РПА в банке мы стали сталкивать с дефицитом ресурсов команды. Поняли, что иногда простые задачи не попадают к нам в беклог, банально не имея возможности преодолеть порог финансовой окупаемости. При этом задачи нужные. Важные, но с недостаточным выхлопом для инвестиций в них полноценных разработчиков.

Это стало вызовом, ответ на который мы нашли благодаря методам no-code и программы обучения внутренних совсем не ИТ-сотрудников. Программу мы назвали «#PROpeople». Суть ее в обучении операционных сотрудников ИТ-навыкам. В первые потоки мы сосредотачивались на бизнес анализе и тестировании, но решая проблему расширения возможности роботизации добавили и курс по РПА. Это стало успехом. Мы создали 20-ти часовой обучающий курс, который позволяет простым сотрудникам с помощью методов no-code (ведь эти сотрудники ну совсем не разработчики) и минимальной поддержку команды разработки создавать своих цифровых сотрудников. Буквально за пару месяцев у нас выявилось несколько сотрудников на местах, которые с помощью этих базовых навыков создают роботов, а они в свою очередь создают серьезную конкуренцию творениям профессиональной команды. Мы активно продолжаем развивать это направление. Наверное, этот пример наиболее прозрачно описывает плюсы и минусы методов и возможности их применения.

 - Как вы оцениваете перспективы применения low-code и no-code в банковских структурах?

В чем заключается специфика ИТ-ландшафта банка, какие изменения в части ИТ произошли в банках в связи с санкциями, насколько успешно идет импортозамещение, как меняется клиентский сервис? На эти и другие вопросы за виртуальным круглым столом ICT-Online.ru отвечают эксперты крупных отечественных банковских структур и представители системных интеграторов с опытом проведения проектов в банковском секторе (см. аналитику раздела «Автоматизация банков» от 3 мая 2023 г.).

 - В определенных случаях они являются спасением, расширяют возможности, развязывают руки, но, конечно, вряд ли в ближайшие время можно рассчитывать на их приоритетное применение в ключевых банковских системах. Слишком велик исторический слой, сложны внутренняя архитектура и подходы к разработке. В случае основных банковских систем я воспринимаю low-code и no-code как вспомогательные методы к классической разработке, в тех случаях, когда позволяют конкретные особенности и есть запрос. Есть и свои опасности. В нашем случае no-code в основном используется начинающими сотрудниками, не из ИТ-среды, а это создает риски недостаточного документирования, архитектурных ошибок и т.д. Мы осознаем эти риски и нивелируем их поддержкой опытной команды на всех этапах.

 - Большое спасибо за беседу!

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: информационные технологии для банков, Росбанк