Глава представительства Intel в России Андрей Гребень

Intel является одним из лидеров индустрии информационно-коммуникационных технологий в мире. Поэтому главный редактор «КИ» О. Андронова воспользовалась тем, что глава представительства Intel в России Андрей Гребень был в Санкт-Петербурге, и задала ему несколько вопросов.

 Если компьютер становится средством связи всего со всем - как дома, так и на работе - то понятно, что цифровые устройства должны уметь взаимодействовать. Какова роль Intel в разработке стандартов взаимодействия различных цифровых устройств?

 - Корпорация Intel во многом создавала этот компьютерный рынок, рынок микроэлектроники и микропроцессоров. Все эти годы Intel очень активно принимала участие в разработке стандартов, и потом очень активно участвовала во внедрении их в жизнь, в готовые устройства, в микроархитектурные решения. Я думаю, что на сегодняшний день не существует ни одного стандарта по обмену данными между блоками самого ПК, в разработке которых Intel не участвовала. Это - внутри компьютера. Что касается взаимодействия с внешними устройствами - та же самая картина: и 1394, и технология Bluetooth, и другие беспроводные системы обмена и т. д. Мы принимаем участие во всех основных консорциумах, которые создаются вокруг принятия стандартов.

Стоит подчеркнуть, что все фонды, связанные с разработкой и принятием стандарта, - достаточно затратные мероприятия с точки зрения финансирования этих работ. Иногда мы сами выступаем инициаторами таких фондов, как, например, фонд по внедрению Itanium, или фонд по продвижению идеологии цифрового дома.

 Что первично: технология или стандарт?

 - Эти процессы идут параллельно. Во-первых, мы не с чистого листа ведем эту работу сегодня. За десятки лет в индустрии ИКТ уже создано большое количество определенных стандартов, которые применены во всевозможных устройствах. Поэтому часть работы связана с расширением и улучшением существующих стандартов, переходом к более производительным системам. Это расширение и развитие стандартов обязательно базируется на развитии технологий.

С другой стороны, идет непрерывное развитие технологий: системы становятся более производительными, менее энергопотребляющими и т. д. (можно бесконечно продолжать этот список). И некоторые из этих технологий создаются с расчетом на 10-15 лет вперед. Очень часто мы анонсируем некоторые технологические новшества и говорим, что мы ожидаем их коммерческое использование, например, в 2010 году. То есть именно к этому моменту мы видим реальный рынок, реальный спрос на эти технологии. Соответственно, и база стандартов должна быть готова к этому времени. Поэтому и создаются консорциумы по разработке стандартов. Процессы идут параллельно, но они однозначно взаимосвязаны друг с другом на 100 %.

 На нескольких встречах с руководящими специалистами Госстандарта приходилось слышать: "Бизнес должен взять на себя финансирование и разработку ряда стандартов". Но кто профинансирует стандарт, тот потом и будет править бал в данной области. Корпорация Intel за много лет накопила, очевидно, практику как участия в разработке стандартов, так и взаимодействия с достаточно жестким законодательством США. Какова ваша точка зрения на способы взаимодействия государства и бизнеса в стандартизации?

 - Правительственная роль в области стандартизации огромна, потому что технологии сегодняшнего дня включают в себя широкий спектр применений. Например, беспроводная передача данных подразумевает использование радиочастот. И здесь не обойтись без централизованной координации всех усилий. Любая коммерческая компания зарабатывает деньги и действует, прежде всего, в своих собственных интересах. Чтобы не возникало хаоса в применении технологий, и должны существовать некие регулирующие органы, и они существуют во всем мире. Существуют специальные комиссии, которые являются частью правительства, либо те или иные проправительственные организации, которые эти функции и выполняют. Безусловно, они прислушиваются к мнению бизнеса, крупнейших корпораций, таких как корпорация Intel. Поэтому Intel сотрудничает с этими комиссиями, причем это происходит не только в США: мы также сотрудничаем с правительством РФ.

Конечно, политика правительства должна учитывать интересы бизнеса. Диалог должен идти между всеми сторонами.

 Технология Intel Centrino для мобильных ПК была разработана специально для эффективного использования беспроводных технологий. Насколько оправдала себя такая разработка под конкретную задачу?

 - Она оправдала себя на 100 %, прежде всего, с точки зрения принятия рынком этой идеологии и технологии.

 Вы считаете, что она технологически и коммерчески удачна?

 - Я абсолютно уверен, что она чрезвычайно удачна во всех отношениях. Лучшее тому подтверждение - опережающий рост во всем мире, включая Россию, продаж ноутбуков на базе технологии Intel Centrino в общем объеме продаж мобильных ПК. За многие годы развития рынка мобильных ПК разработка технологии Intel Centrino стала первым серьезным шагом в решении таких насущных и порой болезненных задач, которые ставились перед ноутбуком. Теперь это действительно ноутбук, а не уменьшенная версия настольного компьютера. Технология Intel Centrino доказала, что между транспортабельностью и мобильностью существует огромная разница. Эта новая технология обеспечила более продолжительный срок работы батареек, возможность быть постоянно на связи, более эффективную работу всех подсистем компьютера.

 Сейчас одной из задач Intel является внедрение 64-разрядных систем. Но при этом большая часть ПО, которое мы все используем, пока рассчитана на 32-разрядность. Как видит Intel дальнейшее развитие ПО под 64-разрядные системы? Оно будет в основном использоваться в научных, конструкторских расчетах? Или в перспективе "пойдет в народ"?

 - Безусловно, со временем и настольные ПК перейдут на 64-битные ОС, но сегодня использовать 64-битные системы в настольных компьютерах, в быту, - еще рановато. Это понимают и производители ПО, в связи с чем до сих пор для домашнего и офисного использования не существует ни одной 64-битной ОС. Сегодня главное применение 64-битные системы находят в области CAD-приложений, в серверных системах, т. е. там, где уже сейчас требуется масштабируемость, большее количество памяти, быстрая передача данных и т. д.

 Частота процессоров растет, за ней пытается угнаться память. Каким путем будут решаться проблемы увеличения скорости работы внешних устройств для обеспечения эффективной загрузки всей системы?

 - Производительность системы через некоторое время перестает расти только за счет роста производительности самого микропроцессора. Система должна развиваться параллельно: производительность элементов плюс механизмы и стандарты их общения друг с другом. Тогда мы увидим, что производительность системы сбалансированно растет между различными ее частями. В последние годы мы видим, что производительность микропроцессора постоянно растет: частоты, кэш, инструкции и т. д. Шины расширяются, становятся более быстрыми, в них используются два фронта. Развиваются чипсеты (наборы логики). Мы являемся законодателями мод в этой области. Если вы посмотрите на устройства ввода-вывода информации, существуют новые стандарты. Когда мы говорили несколько лет назад о том, что USB станет стандартом де-факто, то в это мало кто верил. А сегодня в этом уже никто не сомневается. Еще один пример: когда в 1997 году я выступал на семинарах и говорил о том, что AGP станет стандартом подсистемы графики, многие слушатели поднимали меня на смех, утверждая, что ничего лучшего, чем видеокарта Matrox PСI, еще долгие годы быть не может. Однако мы видим, что AGP стал стандартом де-факто. При этом, за последние 7 лет мы видим, как развился сам стандарт AGP. В области памяти большие усилия направлены на развитие DDR2, который станет следующим стандартом. Есть также новый стандарт FBD. Плюс к тому, совершенствуется микроархитектура производства самих кристаллов. Память переходит на более мелкую решетку, плюс совершенствуется система более быстрого обмена между памятью, системной шиной и чипсетом. Здесь также формируются новые стандарты.


 Что нового будет на IDF? Какие идеи хочет Intel довести до индустрии?

 - Прежде всего, хотел бы отметить, что более половины новинок на Форумах представляет не Intel, а ее партнеры. Это показатель того, насколько популярным мероприятием является форум разработчиков Intel.

Что касается идей, то их, я думаю, несколько. Во-первых, и прежде всего, это - конвергенция между вычислительными устройствами и устройствами передачи данных. Наше видение простое - мы входим в эпоху, когда все вычислительные устройства большой производительности будут обладать встроенными способностями обмена данными с другими такими же устройствами. С другой стороны, коммуникационные устройства приобретут достаточно большую вычислительную мощность, чтобы обрабатывать данные, которые они получают. Поэтому между этими двумя сферами - коммуникационной и вычислительной - будет происходить слияние. Одним из примеров являются те же смартфоны. С другой стороны, та же технология Intel Centrino для мобильных ПК являет собой пример того, как ноутбук, т. е. устройство вычислительное, имеет возможности коммуникации с сетями.

Другая наша концепция - это цифровой дом. Еще одно наше обращение к индустрии - это мобильные технологии и системы обмена информацией в беспроводном режиме.


 Intel в свое время производила сетевое оборудование. Можно ли сказать, что лозунг "ВСЕ В СЕТЬ" Intel перенесла на беспроводную сеть?

 - Наверное, нет. Наш уход из сетей не был уходом из сетей. Это уход от производства неких законченных устройств: маршрутизаторов, коммутаторов и т.д. Это был сознательный выбор с нашей стороны, потому что корпорация Intel сильна в области полупроводниковых технологий, микроархитектуры. Мы производили устройства для систем передачи данных и производим их сегодня. Получилась ситуация, когда мы предлагали компоненты (из которых собирались эти устройства) нашим заказчикам и сами устройства, которые конкурировали с партнерами-производителями. Мы решили, что надо сконцентрироваться на чем-то одном, на том, в чем Intel сильна исторически, где у нас есть мощная производственная база.

Что касается беспроводных сетей - это одно из важнейших направлений для нас, и мы много усилий прикладываем к развитию технологий и архитектуры систем беспроводной передачи.

 IDF теперь будет проводиться еще и в Киеве и Новосибирске. Месяц назад мы получили сообщение о том, что маркетинговая деятельность Intel начинает переводиться в Нижний Новгород. Кроме того, мы видим активное сотрудничество с российскими университетами, - и не только в Москве. Хотелось бы узнать, что больше интересует Intel в России - наш научный потенциал или покупательный? И с чем связано стремление распространить свою деятельность на всю территорию России? Это ответ на какие-то политические решения, которые предпринимаются руководством страны для развития бизнеса на всей территории страны?

 - Прежде всего, наша стратегия основана на реалиях рынка. Мы понимаем: Россия - это не только Москва, сегодня в России существует большое количество достаточно быстро развивающихся крупных региональных центров.

Корпорация Intel работает в регионах России с 1996 года. Сегодня мы обладаем развитой программой по поддержке региональных компаний, а также по проведению маркетинговых мероприятий. В прошлом году мы провели 370 различных мероприятий, и большинство из них - в регионах, в том числе совместно с региональными компаниями. Почему мы это делали и продолжаем делать? Да потому, что рынок растет намного более быстрыми темпами именно в регионах. И если вы хотите адекватно реагировать на этот рынок, вы должны там быть. Что мы и делаем.

Поэтому мы постепенно переориентируем наши маркетинговые ресурсы туда, где рынок развивается наиболее динамично, т. е. в российские регионы. Именно с этим связано наше решение о создании центра по поддержке маркетинговой деятельности в Нижнем Новгороде. Мы уже ведем набор персонала для этого центра, в задачи которого, прежде всего, будет входить разработка маркетинговых программ для дальнейшего развития нашего бизнеса в регионах. Московский же офис Intel будет по-прежнему вести работу с московскими заказчиками и федеральными органами власти.

Теперь - к вопросу о том, что для нас более важно - развитие рынка или научный и интеллектуальный потенциал России. Отвечу так: и то, и другое. Уже сегодня Россия - огромный, быстро растущий рынок ПК, огромный рынок средств связи. Через 2-3 года он станет одним из крупнейших рынков для Intel во всем регионе EMEA (объединяет страны Европы, Ближнего Востока и Африки), причем это касается не только ПК, но и ноутбуков, мобильных телефонов. Ну и, интеллектуальный и научный потенциал здесь огромный. В этом мы убедились на собственной практике, создав весной 2000 года Центр разработки программного обеспечения в Нижегородской области. Сейчас там работает уже около 500 специалистов, а в ближайшие годы их число удвоится.

Тематики: Интернет, Рынок ПК, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: