Директор по развитию сети Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Денис Мещеряков: «Петербург — центр внедрения инновационных технологий»

Работа технических служб мобильных операторов, как правило, не заметна, хотя именно от этих специалистов во многом зависит и бесперебойная работа сети, и внедрение новых телеком-технологий. О настоящем и будущем мобильной связи мы говорим с Денисом Мещеряковым, директором по развитию сети Северо-Западного филиала компании «МегаФон».

Денис, как бы вы охарактеризовали развитие мобильной сети «МегаФона» в Петербурге и области в 2017 году? Какие проекты были реализованы?

— От развития сетевой инфраструктуры зависит деятельность всех подразделений компании, а Петербург остается для «МегаФона» центром тестирования и пилотного внедрения инновационных технологий. В интересных проектах в прошлом году впрочем, как всегда у нас недостатка не было. Заканчивается модернизация (SWAP) оборудования 2G, начавшаяся еще в 2014 году: недавно мы дооборудовали базовые станции в Петербурге и Вологде. В Пскове единственном регионе, где SWAP еще не реализован до конца, работы будут закончены в этом году.

 

Денис Мещеряков, директор по развитию сети Северо-Западного филиала компании «МегаФон»

Денис Мещеряков, директор по развитию сети Северо-Западного филиала компании «МегаФон»

 

Дан старт проекту по замене мобильных коммутаторов во всех региональных отделениях на Северо-Западе, организованы тестовые кластеры. В числе первых на новое оборудование будут переключены Петербург и Калининград, которые примут матчи Чемпионата мира по футболу в этом году. В то же время мы меняем коммутаторы и на фиксированной сети. Этот проект позволит не только предложить коммерческим клиентам услуг ШПД «МегаФона» и фиксированной телефонии более качественный сервис, но и оптимизировать размещение оборудования в автозалах. В рамках целевой модели мы объединяем все крупные сетевые элементы инфраструктуры, которых по городу около 20, в несколько ЦОДов, чтобы ещё больше повысить надёжность, управляемость сети и скорость реакции на любые возможные ситуации.

Из важных направлений стоит отметить и то, что мы продолжаем модернизацию радиорелейного оборудования транспортной сети на более новое, а также переключение базовых станций на ВОЛС (волоконно-оптические линии связи). Сегодня уже более 90% базовых станций региона подключены к сети по IP, что увеличивает емкость подключения и соответственно значительно снижает нагрузку на БС. 

Не отстаёт по темпу развития сети и ее самый важный элемент — опорная сеть, пропускную способность которой мы расширили до 200 Гбит/сек, что обеспечит качественный пропуск всё возрастающих объёмов трафика передачи данных. (О работе технических специалистов Северо-Западного филиала «МегаФона» в 2017 году читайте также в материале SPbIT от 26.12.2017.)

Каким образом вы ведете мониторинг состояния сети? Какие параметры KPI используете?

— Мониторинг сети — ежедневная деятельность всех оптимизаторов, специалистов развития сети и технического контроля. Мы контролируем целый ряд показателей — во многом благодаря этой работе нашим абонентам доступны и качественная связь, и высокие скорости мобильного Интернета.

Ежеквартально центральный офис компании инициирует независимую проверку сети. Подрядная организация проводит тестирование по одной и той же методике во всех регионах страны, а затем мы сравниваем показатели, оцениваем выполнение задач по качеству инфраструктуры. Ключевые из этих показателей связаны с передачей данных (скорость передачи данных в свободном режиме, битрейт, частота прерывания видеосервисов и др.) и голоса (обрывы и успешность установления соединения, качество речи).

Из новых показателей, которые мы начали активно учитывать в схеме проверки сети, отмечу качество передачи видеоконтента. Сегодня видеоконтент является несомненным драйвером роста трафика и составляет более половины его текущего объема. Абоненты все чаще смотрят видеоролики и стримы (на Youtube, ВКонтакте и других платформах), мобильное ТВ и онлайн-кинотеатры, причем потребности в качестве видео всё время растут. Для нас это не стало неожиданностью, мы заранее готовили сеть к таким нагрузкам и в постоянном режиме расширяем её возможности, работая на опережение потребностей абонентов.

Сеть 4G, поначалу развернутая лишь в крупных городах, постепенно охватывает периферию. Как оператор работает над тем, чтобы обеспечить более равномерное покрытие на территории страны, в регионах?

— Еще в сентябре 2014 года мы запустили в Петербурге LTE-Advanced, позволяющую использовать скорости мобильной передачи данных до 300 Мбит/сек. Начав со 100 базовых станций, мы постепенно охватили сетью LTE-A весь Петербург, а также ряд других городов Ленинградской области.

Вы правильно заметили, что зона охвата сети LTE на Северо-Западе становится всё шире: мы обеспечили покрытие в столицах субъектов, во всех городах с населением от 50 тысяч человек и практически во всех 10-тысячниках, а также более чем в 250 населенных пунктах с числом жителей от пяти тысяч — в общей сложности это около 70% населения региона. (Подробнее об этом см. материал от 11.10.2017.)

Технология 5G, о которой все говорят, — в чем ее суть, и скоро ли начнется переход от разговоров к внедрениям?

— Принято считать, что основное преимущество технологии 5G — скорость передачи данных в мобильной сети 1 Гбит/сек и более. Но с точки зрения промышленного использования, у 5G есть и более важная характеристика: крайне низкая задержка сигнала, до 1-2 миллисекунд, — в то время как даже в LTE она составляет 20-30 миллисекунд. Эта особенность технологии в потенциале открывает большие возможности в таких сферах, как управление движущимися объектами, организация межмашинного взаимодействия на производстве, виртуальная реальность. Кроме того, если сеть LTE может поддерживать работу примерно 10 тысяч устройств на одном квадратном километре, то сеть 5G — около миллиона.

В настоящий момент для внедрения 5G рассматривается несколько участков частотного спектра: в России это 3,5 Ггц и 28 Ггц. Оба они, особенно последний участок, предполагают очень большую концентрацию базовых станций на территории охвата сети. Именно поэтому, на мой взгляд, технология 5G будет развиваться в первую очередь от хот-спотов — в местах наибольшего скопления трафика, торговых центрах и подобных площадках, где необходима огромная пропускная способность сети.

 

Тестовые пикосота, фемосота и другие устройства

Тестовые пикосота, фемтосота и другие устройства

 

Уже долгое время «МегаФон» в партнерстве со всеми ведущими вендорами проводит испытания и тестовые демонстрации в области 5G, или Pre5G. Например, в 2017 году на Международном экономическом форуме в Петербурге мы представили базовую станцию, которая обеспечила скорость передачи данных 35 Гбит/сек. В 2018 году мы, несомненно, продолжим активную работу в этом направлении. Думаю, что относительно скоро будет утвержден стандарт 5G, после чего операторы перейдут к тестово-коммерческим развертываниям сетей. В этом плане «МегаФон» следует всем мировым трендам, и наши абоненты, как обычно, в числе первых смогут ощутить преимущества новой технологии.

Как в компании обстоят дела с реализацией технологии VoLTE?

— Технология VoLTE (Voice over LTE) позволяет осуществлять голосовые вызовы по каналу пакетной передачи данных — примерно так же, как это происходит при звонке через мессенджеры. Одним из преимуществ этой технологии для абонента является лучшее, чем даже в HD-Voice, качество речи во время звонка. Кроме того, скорость установления вызова повышается в 3-4 раза.

Но есть и особенности применения VoLTE. Ключевая — в том, что оба абонентских устройства должны поддерживать эту технологию. Сегодня такой возможностью обладают более 20 моделей аппаратов высокого ценового диапазона, и их число постоянно увеличивается.

Технически инфраструктура «МегаФона» в СЗФО готова к запуску VoLTE. Всё необходимое оборудование с точки зрения опорной сети развёрнуто на базе филиала, обеспечена его связность с основной платформой. На всех базовых станциях оператора в Петербурге и Ленобласти активирован функционал VoLTE, а также сделаны дополнительные настройки. После завершения тестов мы будем готовы запустить технологию в коммерческую эксплуатацию.

В нашем прошлом интервью  вы упоминали о таких решениях, как IPBH (Internet Protocol Backhaul) и mWDM (Metro Wavelength Division Multiplexing). Нашли ли они свое применение на практике?

— Да, разумеется. Внедрение Internet Protocol Backhaul на территории Северо-Запада стало значимым проектом по расширению транспортной сети до базовых станций. Суть его заключается в установке на площадке, подключенной к ВОЛС, соответствующего оборудования, которое в итоге обеспечивает пропускную способность сети до 1 Гбит/сек. В 2017 году мы сотни узлов IPBH в дополнение к уже имеющимся, примерно такой же объем работ предстоит выполнить в 2018 году.

Решение WDM обычно используется на магистральных каналах, однако уже сейчас мы тестируем оборудование mWDM на обычных базовых станциях. В ходе подготовки к внедрению 5G мы уже развернули тестовую зону Metro WDM в Санкт-Петербурге, которая обеспечит базовые станции пропускной способностью до 10 Гбит/с. Такие решения мы будем внедрять на сети в 2018 году уже в рамках расширения сети.

Какие проекты в сегментах B2G, реализованные в 2017 году, вы бы отметили как самые крупные, успешные?

— Среди специфических требований корпоративных клиентов «МегаФона» можно выделить обеспечение indoor-покрытия в бизнес-центрах. Как правило, такие работы включают создание распределенной антенной системы: оборудование базовой станции устанавливается в техническом помещении здания, и от него прокладывается кабельная линия к антеннам. Поскольку Петербург и Москва — лидеры по количеству торговых и бизнес-центров в стране, реализация подобных проектов стала плановой работой для специалистов «МегаФона». Например, в 2017 году мы реализовали адресную программу, охватывающую около 40 ключевых объектов. И, конечно, «МегаФон» обеспечил телекоммуникационной инфраструктурой объекты проведения Кубка Конфедераций в прошлом году и Чемпионата мира по футболу в 2018-м.

Помимо уже упомянутых работ по улучшению качества сети, какие еще планы есть у «МегаФона» в СЗФО?

— Наша ключевая задача остается неизменной: обеспечить абонента качественными услугами связи. При этом мы видим, что у клиентов меняется специфика потребления – теперь есть необходимость решать множество различных бизнес-задач в комплексе, а не по отдельности. Поэтому теперь одна из наших задач — создавать эффективные комплексные решения, выходя при этом за рамки традиционных услуг связи.

Разумеется, в центре внимания в 2018 году будет Чемпионат мира по футболу, на котором, как я уже упомянул, «МегаФон» выступает поставщиком телеком-инфраструктуры для оказания услуг мобильной и фиксированной связи. В прошлом году, готовясь к Кубку Конфедераций, в городе на Неве мы создали такую инфраструктуру на стадионе «Санкт-Петербург Арена»: построили на объекте распределенную антенную систему, позволяющую не только «МегаФону», но и другим операторам работать в стандартах LTE 1800/2600, UMTS 900/2100, GSM 900, а к Чемпионату мира предстоит ещё бóльшая работа: перечень объектов, на которых надо обеспечить улучшение качества связи, превышает десятки.

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: МегаФон, МегаФон Северо-Запад, МегаФон Петербург