Менеджер по развитию направления AutoIDC компании RRC Елена Степкина: «Для фирмы намного удобнее и дешевле использовать дорогие и надежные устройства»

Сегодня во многих фирмах количество сотрудников, работающих удаленно, постоянно возрастает, также увеличивается число специалистов, работающих по аутсорсингу, а следовательно, тенденции корпоративной мобильности становятся все более существенными – на поддержание корпоративной мобильной связи в рамках деятельности компании уже расходуется до 20 % ИТ-бюджета. Наш корреспондент побеседовал с одним из специалистов в области корпоративной мобильности, менеджером по развитию направления AutoIDC компании RRC Еленой Степкиной, и узнал о тенденциях выбора корпоративного мобильного устройства, концепции «рассеянной» корпорации и перспективах появления такой должности, как директор по мобильности.

 Елена, расскажите, с чем в первую очередь связано увеличение бюджетных расходов ИТ-департаментов? Какую роль корпоративные мобильные устройства играют в этом процессе?

 - В настоящее время наблюдается такой тренд, как увеличение расходов компании на оптимизированные девайсы, которые позволяют сотрудникам быть не просто на связи, но и быть полностью вовлеченными в рабочий процесс. При этом речь идет о полном включении в информационную систему, не ограниченную одной только мобильной связью. Поэтому трудно сказать, на что в первую очередь тратятся деньги, выделенные руководством компании на нужды ИТ-департамента. Однако мобильная связь здесь является одной из наиболее востребованных точек приложения.

 Кто в среднестатистической компании пользуется корпоративной мобильной связью?

 - Могу сказать, что сейчас это уже могут быть сотрудники, находящиеся на самых разных уровнях. Естественно, первыми, кто закупил себе смартфоны, были топ-менеджеры. Однако сегодня потребности в использовании мобильных решений «спустились» до торгового персонала, мерчандайзеров и даже разного рода внештатных сотрудников. Они получают не ограниченный по времени доступ ко всей корпоративной информационной системе или какому-то ее сегменту. Такой подход заметно повышает удобства в практической рабочей деятельности и ее общую эффективность.

 С чем связан тренд перехода на унифицированные корпоративные мобильные устройства?

 - В настоящее время есть две основные стратегии использования мобильных устройств сотрудниками компании. Первая стратегия, пока что наиболее распространенная, называется BYOD (bring your own device – «каждый приносит свое устройство»). Однако все большее распространение получает стратегия GOCD (get our corporate device – «каждый получает корпоративный девайс»). Распространение второй стратегии во многом связано с тем, что руководители начинают задумываться о корпоративной мобильной культуре, так как многие из них уже убедились в ее эффективности.

 Когда же GOCD сможет превратиться в основную стратегию для большинства руководителей?

 - Пока что нельзя на сто процентов утверждать, что мы придем к корпоративной мобильности в понимании «получи свое корпоративное устройство и иди работать». Конечные клиенты еще не пришли к полному осознанию того факта, что данная стратегия является наиболее эффективной. До сих пор многие наши клиенты питают иллюзии, что если у сотрудника есть свой мобильный телефон, который он может использовать в корпоративных нуждах и, значит, на покупку корпоративного девайса не нужно тратить деньги, то это хорошо как для сотрудника, так и для фирмы. На самом деле, при таком подходе возникает много проблем. В первую очередь, во главе угла оказывается проблема информационной безопасности.

Также возникают серьезнейшие проблемы у ИТ-департамента, который не может контролировать информационные потоки и вынужден устанавливать самые разнообразные корпоративные приложения на целый «зоопарк» устройств, операционных систем и т. д. Впрочем, ситуация с мобильностью в фирмах постепенно меняется. Многие наши клиенты, опробовавшие в работе корпоративные смартфоны, все-таки пришли к выводу, что использовать дорогие и надежные устройства, способные спокойно прослужить до 5 лет и чей модельный ряд не будет меняться ежегодно, – намного удобнее и дешевле как для фирмы, так и для ее конкретного сотрудника.

 Что же является основным аргументом в пользу GOCD?

 - Я считаю, что это именно фактор единообразия корпоративных гаджетов. Этот показатель является решающим, если речь идет об удобстве и эффективности рабочего процесса. Если компания использует для сотрудников единообразное мобильное устройство, то его работу, а значит, и деятельность удаленных сотрудников гораздо легче и удобнее контролировать. Например, у компании Motorola есть мобильная платформа MSP, позволяющая управлять такими устройствами (вплоть до их перепрошивки) в удаленном режиме. Конечно, те компании, которые уже используют GOCD, вряд ли вернутся к иной стратегии.

 Один из современных трендов – это рост числа сотрудников, пользующихся мобильной связью в корпоративных нуждах. Как вы считаете, насколько сильная нагрузка ляжет в связи с этим на ИТ-подразделение? И как будут меняться принципы работы департамента?

 - Работа в удаленном режиме позволяет гораздо быстрее решать задачи, но при этом, как уже упоминалось, возникает сложность администрирования работы удаленных сотрудников. Конечно, чем больше времени проходит, тем более реальным и очевидным становится преодоление таких трудностей. Многие корпорации постепенно переходят к «рассеянной модели». Все больше сотрудников работают там, где это представляет максимальное удобство как для фирмы, так и для них самих. Что же касается ИТ-департамента, то его развитие в каждой компании идет по своему сценарию. Все зависит от бизнес-модели, выбранной компанией в целом.

 А может ли «рассеянная» модель стать глобальным трендом?

 - Далеко не каждая компания стремится открывать как можно больше региональных представительств. Даже если учитывать соблазн охватить как можно больше потенциальных клиентов, нельзя забывать и о такой, гораздо более важной задаче, как способность быстро и адекватно обслужить этих клиентов. В большинстве случаев на плечи региональных представителей ложится серьезная ответственность, и очень многое зависит от их квалификации, умения работать в конкретных условиях и, естественно, того, насколько налажено мобильное взаимодействие между ними и «центром». Не могу ничего утверждать насчет «глобального тренда», но совершенно очевидно, что «рассеянная» модель – это логичное продолжение процессов глобализации. Корпоративная мобильность – это тоже частный пример глобализационных процессов, происходящих в мире.

 Если компании со временем будут переходить под формат «рассеянных» корпораций, то роль мобильности будет заметно возрастать. Может ли в контексте данных процессов появиться такая должность, как директор по мобильности?

 - Да, обсуждения, связанные с появлением этой должности, уже ведутся и Интернете. Однако трудно сказать, когда именно появится эта должность, ведь пока что все вопросы, связанные с мобильными технологиями, лежат в сфере деятельности ИТ-директора. Так что вполне допустимо, что за мобильность будет отвечать кто-нибудь из сотрудников его департамента.

 Как вы считаете, каковы плюсы увеличения роли корпоративной мобильности для отдельно взятой компании?

 - В первую очередь, конечно же, это возможность победы над конкурентами. В конкурентской борьбе главный залог победы – это быть первым, в том числе и в принятии решений по всем возникающим вопросам. А для этого менеджер, принимающий такие решения, должен быть всегда на связи – в том или ином понимании этого слова. Роль GOCD заключается в увеличении общей надежности. Если мы используем устройства некорпоративного класса, то слишком велик риск выхода этих устройств из строя, а следовательно, и «выпадения» сотрудника из коммуникационного пространства. Далеко не каждый руководитель задумывается, насколько важно заниматься обработкой текущей электронной почты в дороге или во время кофе-брейка. Очень часто, если менеджер не успевает дать «добро» на выполнение той или иной операции как можно оперативнее, инициативу могут перехватить конкуренты. А подобные ситуации могут происходить весьма часто. Распространена ситуация, когда менеджеры целый день находятся на деловых переговорах или встречах с партнерами. Без наличия связи по мобильным устройствам они на длительное время выпадают из корпоративного информационного пространства, что может повлиять на бизнес самым негативным образом.

 Что бы вы хотели посоветовать руководителям, которые все еще стоят перед выбором стратегии корпоративной мобильности?

 - Я хочу еще раз обратить внимание руководителей корпораций на то, что необходимо внимательно относиться к понятию «общая стоимость владения устройством». Мы регулярно составляем схемы и рисуем графики, наглядно показывающие разницу между терминалом за 30 тыс. рублей и телефоном за 10 тыс. рублей, при этом оказывается, что приобрести первый зачастую экономически более выгодно, чем второй. Нельзя забывать о стратегии планирования: не только в первый год, но и в дальнейшие годы. Общая стоимость владения за период до 4 – 5 лет в конечном итоге оказывается в пользу дорогого корпоративного устройства. Выгода может складываться из совершенно различных факторов. Например, если у корпоративного мобильного девайса есть подключение не только к 3G, но и к Wi-Fi, то, находясь в зонах с бесплатным Wi-Fi покрытием, сотрудник может значительно экономить на удаленных переговорах, используя IP-телефонию. К счастью, уже многие компании пришли к осознанию этих истин, однако для повышения общей эффективности бизнеса в целом по стране, к подобным умозаключениям должны прийти еще очень многие.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: RRC, RRC ru, RRC group