– Константин, насколько перспективными кажутся вам решения VR/AR? Когда у вашей компании появился интерес к ним, к каким именно VR/AR, почему потребовалось ввести их в арсенал?
– VR/AR-технологии продолжают активно развиваться. Появляется все больше запросов на продукты виртуальной и дополненной реальности как от коммерческих, так и государственных предприятий. Мы отмечаем большой потенциал VR/AR в образовании, промышленности, медицине.
Технологии VR/AR также интересны для развития культуры и туризма. В качестве практических кейсов можно указать навигацию с использованием дополненной реальности и квесты в масштабе города, которые позволяют знакомиться с его культурой и историей через любое мобильное устройство. При помощи технологий виртуальной реальности пользователи могут полностью погрузиться в аутентичную атмосферу прошлого.
Если говорить о сфере ИТ-аутсорсинга, то пандемия, ускорив внедрение и развитие ИТ-технологий, способствовала также росту интереса к VR/AR-технологиям. Весной 2020 года, когда традиционные каналы коммуникации вдруг оказались нерабочими, применение AR-технологий позволило обеспечить непрерывность бизнес-процессов. Так, к примеру, техперсонал благодаря использованию очков дополненной реальности и с помощью экспертов на линии поддержки продолжал выполнять сложные технические операции и оперативно решать проблемы.
Руководитель проектов по направлению VR/AR компании ICL Константин Сидоров
– В какой степени VR/AR – это про игровые и развлекательные моменты, а в какой – про серьезные инструменты для бизнеса? Какой из акцентов делает ваша компания?
– Кроме сферы услуг и развлечений, применение VR/AR-технологий помогает клиентам компаний из других отраслей, позволяя детальнее ознакомиться с продуктом, погрузить клиента в его контекст без необходимости физического присутствия самого продукта. Появляется также возможность продемонстрировать клиентам продукт на любой стадии его производства.
Еще одной весомой областью применения VR/AR является сфера обучения персонала. Главное отличие систем виртуальной реальности от прочих технологий состоит в том, что VR обеспечивает эффект присутствия и личного участия пользователя. Пользователь не просто смотрит и слушает информацию, а делает (принимает решения, участвует в активностях и др.).
Системы VR реализовывают принципиально новый и очень эффективный способ передачи информации с глубокой, в том числе и на уровне подсознания, степенью воздействия на пользователя. Специалисты обучаются технологическим процессам в виртуальной среде, в том числе и работе во время нештатных ситуаций. Применение VR-тренажера в данном случае снижает риски и затраты предприятия, обладает низкой стоимостью использования. Технологии VR/AR также могут применяться на этапе onboarding с целью знакомства новых сотрудников с лабораториями и производством.
– Какие VR/AR использует ваша компания сейчас? Что это – партнерские решения, собственные разработки?
– Говоря о сфере применения VR/AR-технологий в компании ICL, можно упомянуть следующие области.
Технологии виртуальной реальности применяются при проведении презентации продукта, услуги; в рамках подготовки новых специалистов (обучение технологическому процессу, последовательности действий специалистов на предприятии) или повышения квалификации в корпоративном университете; для трансляции видео 360°.
Технологии дополненной реальности используются для создания AR-инструкций, позволяя детализировать описание оборудования и его агрегатов с возможностью сборки и разборки на ключевые узлы; в обучающих стендах; при формировании каталога продукции, демонстрируя продукцию в 3D-формате с возможностью посмотреть, как будет выглядеть продукт в натуральную величину, встроить его в интерьер и прочее; в кастомизации комплектаций продукта с моментальной визуализацией изменений; для навигации в пределах массивов информации как для клиентов, так и для сотрудников компании.
ГК ICL успешно внедряет как партнерские решения, так и собственные разработки.
– Что, все же, чаще применимо - VR или AR? Какие компании выбирают виртуальную реальность, а какие – дополненную?
– По данным Tadviser, в 2020 году большая часть продаж на российском рынке пришлась на VR-продукты, но рост в сегменте AR-продуктов был гораздо стремительнее в сравнении с VR. В настоящее время оба направления пользуются высоким спросом на рынке. Предполагаю, что дополненная реальность продолжит догонять по продажам виртуальную реальность.
Выбор решения VR или AR в большей степени зависит не от характеристик заказчика, а от того, какую задачу необходимо ему решить. Например, для того чтобы обучить технологическому процессу нового сотрудника, полное погружение в среду обучения в виртуальной реальности будет значительно эффективнее. При этом для ознакомления с основными узлами и агрегатами на технологическом оборудовании сотруднику будет достаточно планшета или любого другого мобильного устройства, которое позволит прямо на рабочем месте ознакомиться с новым для него оборудованием.
– Как вы оцениваете современное развитие рынка VR/AR и его перспективы?
- Считаю, что в ближайшем будущем VR/AR-технологии будут использоваться, в первую очередь, для обучения специалистов на предприятиях (операторов оборудования, технический и сервисный персонал) hard skill-ам, а также при составлении цифровых инструкций и проведении дистанционной экспертизы.
Помимо использования дополненной реальности в развлекательных целях, вырастет область ее применения в таких сферах, как образование, культура и здравоохранение.
На текущий момент VR/AR-технологии - это тяжелый контент, и для работы с ними к технике предъявляются высокие требования. Но с широким внедрением 5G и переносом всех вычислений в облако, эти требования снизятся, что сделает VR/AR ещё более доступным.
– Большое спасибо за беседу!