Дата-центр «Ростелеком-ЦОД» в Петербурге: региональная площадка для цифровой трансформации

На днях в Санкт-Петербурге состоялось официальное открытие центра обработки данных «Ростелекома». Объект, рассчитанный на 800 стойко-мест, стал очередным звеном геораспределенной сети дата-центров компании, имеющим важное значение для развития ИТ-инфраструктуры государственных органов и бизнес-организаций региона. Генеральный директор «Ростелеком-ЦОД» (управляющая компания, входящая в структуру ПАО «Ростелеком») Павел Каплунов рассказал о том, какие задачи цифровой трансформации решаются с помощью комплексных услуг оператора цифровых сервисов.

Дата-центр «Ростелекома» в Санкт-Петербурге емкостью 800 стойко-мест, потребляемой мощностью 7400 кВт и площадью более 4000 кв. м. стал опорной площадкой оператора в регионе, которая предложит свои услуги как государственным, так и коммерческим заказчикам. Всего же на сегодняшний день геораспределенная сеть «Ростелеком-ЦОД» состоит из 18 дата-центров общей емкостью около 12,5 тыс стоек и мощностью почти 150 Мвт. Самый восточный из них расположен в Новосибирске, остальные – в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве, Ростове-на-Дону и Удомле (Тверская область). Последний объект, разместившийся вблизи Калининской АЭС, был возведен «Ростелеком-ЦОД» совместно с Росэнергоатомом.

 

Павел Каплунов, генеральный директор «Ростелеком-ЦОД»Павел Каплунов, генеральный директор «Ростелеком-ЦОД»

Павел Каплунов, генеральный директор «Ростелеком-ЦОД»

 

«Мы являемся центром компетенций «Ростелекома» не только по строительству и эксплуатации ЦОД. Наши компетенции гораздо шире: мы управляем облачными платформами, предоставляем телеком-каналы и доступ к точкам обмена трафиком, у нас есть своя DNS-сеть, базовая сеть страны. Мы помогаем клиентам в разработке прикладных информационных систем, в миграции этих систем, участвуем в проектах по импортозамещению. С точки зрения IaaS и PaaS – поддерживаем все существующие виды виртуализации и имеем собственную разработку в области виртуализации», – отметил Павел Каплунов. По данным «Ростелеком-ЦОД», компании принадлежит 25% российского рынка ЦОД, 26% рынка IaaS и 30% рынка CDN. Точка обмена трафиком «Ростелеком-ЦОД» – пятая в мире по плотности и объему обрабатываемого трафика.

Важную роль в развитии ИТ-инфраструктуры страны имеет политика импортозамещения. В соответствии с ней компания разрабатывает собственное ПО для управления облаками, для PaaS, начинает выпускать собственные полностью импортозамещенные программно-аппаратные комплексы. Также в арсенале «Ростелеком-ЦОД» есть ПО для организации виртуальных рабочих мест с соблюдением всех требований безопасности, в том числе для организации дистанционной работы на незащищенных ПК. Помимо собственных решений в области ИБ, компания пользуется разработками коллег из «Ростелеком-Солар».

 

 

Широкая региональная сеть дата-центров позволяет оператору предлагать клиентам создание геораспределенных решений, например резервировать площадки как в рамках одного города (в том числе с использований мощностей компаний-партнеров), так и на большем расстоянии.

B2B-клиентами «Ростелеком-ЦОД» являются крупные вендоры, ИТ-провайдеры, ритейлеры, корпорации, финансовые организации, страховые компании и многие другие. Однако наиболее социально важной, на наш взгляд, является работа компании по обслуживанию целого ряда информационных систем госорганов: например, инфраструктуры электронного правительства, Росреестра, Фонда социального страхования, Минтруда и других. Одним из последних стал комплексный проект компании в рамках цифровой трансформация органов Генеральной Прокуратуры: в частности, для ведомства были созданы СКС в каждом офисе, вычислительная инфраструктура и защищенная сеть передачи данных, предоставлены мощности ЦОДа и реализована, миграция систем. Отдельный масштабный проект – государственная единая облачная платформа (ГЕОП, Гособлако).

 

 

«Главные задачи в условиях цифровой трансформации государства – сокращение участников цепочки оказания госуслуг, ускорение вывода новых услуг, обеспечение их масштабирования, обмена данными между разными ведомствами. Создание онлайн-услуг для населения и бизнеса зачастую требуют организации оперативного взаимодействия между базами и информационными системами разных ведомств. Это невозможно без наличия надежной ИТ-инфраструктуры, и мы можем помочь такую инфраструктуру создать», – уверен Павел Каплунов.

Компания уже накопила опыт быстрого запуска услуг и сервисов. Например, в условиях пандемии в течение двух дней была организована Горячая линия 122 для консультаций населения по вопросам COVID-19. В ФПК («дочка» ОАО «РЖД») компания создала условия для дистанционной работы 1,5 тысячи сотрудников: виртуальные рабочие места, корпоративная почта.

В этот период необходимо было также быстро реагировать на возникающие критические нагрузки на инфраструктуру: например, во время выплат «президентских» пособий семьям с детьми. На это время компании пришлось на 60% увеличить серверные мощности, в 4 раза расширить интернет-каналы до федерального ЦОД, и в 4 раза увеличить контур средств защиты этих каналов. Задача была решена за две недели. Расширение мощностей происходит не только в периоды пиковых нагрузок – сейчас это актуальная закономерность. Так, после начала пандемии число обращений пользователей к порталу Госуслуг возросло в несколько раз.

 

 

«Когда государственные информационные системы становятся инструментом для ежедневного онлайн-обслуживания населения и бизнеса, у них должен быть очень жесткий SLA. Сегодня критические системы должны обладать надежностью 99,999%, и это для нас огромный вызов как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения прикладного ПО. Мы готовы предоставить государству и бизнесу широкий набор решений и услуг, который позволит им реализовывать проекты  цифровой трансформации. Это инфраструктурные решения, услуги ЦОД, отлаженные процедуры обслуживания, а также компетенции наших инженеров и разработчиков», – резюмировал Павел Каплунов.

 

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: ЦОД, Ростелеком, ИТ инфраструктура