«Умный город» Росатома из облака: как подключиться, настроить и использовать

Облачная платформа «Умный город», разработанная АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в структуру Госкорпорации «Росатом»), – это один из наиболее простых и удобных способов для руководства малого или среднего города внедрить базовый набор цифровых сервисов для управления городским хозяйством и взаимодействия с гражданами без существенных финансовых вложений. Такой возможностью воспользовались уже более 50 городов по всей России. ICT-Online.ru рассказывает, в чем преимущество облачной модели потребления, из каких блоков состоит платформа и как городские власти могут подключить «Умный город» за несколько минут.

В России, несмотря на внешние и внутренние сдерживающие факторы, уже несколько лет активно проходит процесс цифровой трансформации органов государственного управления. В здравоохранении, образовании, налогообложении и в других направлениях создаются информационные системы, позволяющие госучреждениям вести деятельность более эффективно и открыто, предоставлять населению качественные услуги, оперативно реагировать на запросы, вести статистику и предоставлять отчетность. Так, одним из наиболее ярких и востребованных инструментов в этой области стал портал Госуслуг. Жители страны высоко оценили преимущества цифровых сервисов: удаленную подачу заявок, оформление документов без очередей, получение обратной связи и другие.

«Умные» города в контексте проектов Минстроя

На уровне управления городским хозяйством и взаимодействия органов власти с гражданами – большое значение приобретают и всё более широко применяются различного рода решения для «умных» городов. Это могут быть системы городского видеонаблюдения с возможностями видеоаналитики (например, распознавания лиц, автомобильных номеров, паттернов поведения), интеллектуальные транспортные системы (инструменты для оптимизации трафика, «умные» светофоры, интерактивные остановки), инструменты управления ЖКХ (IoT-датчики, система контроля за вывозом мусора и т. д.), система фиксации, маршрутизации и контроля исполнения обращений граждан, информационные порталы и многое другое. На основании внедренных проектов Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой) составляет престижный рейтинг – индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов».

 

Приказ об утверждении нового стандарта

Приказ об утверждении нового стандарта

 

В мае 2022 года Минстрой утвердил новый стандарт умного города – документ, в котором прописан перечень мероприятий, необходимых для обеспечения цифровой трансформации городского хозяйства и системы управления. Эти меры, в рамках ведомственного проекта «Умный город», были утверждены Приказом Минстроя от 11 мая 2022 г. N 357/пр. Новый стандарт включает в себя 18 тематических блоков (Городская среда, ЖКХ, Строительство, Энергетика, Безопасность и другие), а целевые показатели разделены на региональный и муниципальный уровни.

«Умный город» – это уникальный проект, который реализуется на стыке двух национальных проектов – «Жилье и Городская среда» и «Цифровая экономика». Когда мы разрабатывали в 2018 году его концепцию и методические рекомендации, то, конечно, учитывали текущие реалии. Сегодня, спустя более чем три года, цифровая трансформация происходит с такой скоростью, которую мы первоначально не могли даже предсказать. Поэтому в мае 2022 года мы изменили стандарт, но оставили его базовые принципы: важнейший из них – ориентация на человека», – прокомментировал заместитель руководителя рабочей группы ведомственного проекта «Умный город» Минстроя России Анатолий Курманов, выступая на VII Российском интернет-форуме «Кавказ».

Доступная цифровизация для малых городов

Если мегаполисы и крупные города значительно продвинулись в индексе цифрового развития за счет глобальных высокобюджетных проектов модернизации инфраструктуры, то населенные пункты с количеством жителей до 100 тысяч человек не могут себе этого позволить. Чаще всего, говоря о них, упоминают некие локальные проекты – например, внедрение системы видеонаблюдения в основных местах скопления народа и нескольких перекрестках. Для реализации более сложных инициатив необходимо приобретение соответствующего оборудования (аппаратов, датчиков) и серверных мощностей для размещения ПО и баз данных. Внедрение и настройка программных решений требует участия интегратора.

 

 

Облачные сервисы могут решить часть проблем муниципалитетов и обеспечить быстрый запуск проекта «умного» города «с нуля» в населенном пункте любого масштаба. Например, АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») с августа 2022 года предоставляет заказчикам облачную платформу «Умный город» по модели SaaS. Данный сервис позволяет администрации территориального образования протестировать базовые модули платформы без дополнительных финансовых затрат. Такой возможностью уже воспользовались 54 города по всей России. Чаще всего это населенные пункты с количеством жителей 30-100 тысяч: Глазов (92 тысячи человек, здесь и далее приводятся данные 2000-2022 годов), Заречный (65,5 тысяч), Железногорск (99.5 тысяч), Снежинск (51,5 тысяч), Курчатов (38 тысяч). Но есть и менее крупные (Полярные Зори, 15,5 тысяч), и более крупные (Балаково, 186 тысяч) города.

«Наше решение состоит из множества элементов и охватывает большинство направлений «умного» города, указанных в методических рекомендациях по подготовке регионального проекта «Умные города» Минстроя России. С помощью платформы РИР любой город может повысить свой индекс IQ», – утверждают в компании «Русатом Инфраструктурные решения».

 

руководитель «R&D Центра» РИР Евгений Шиханов

Руководитель «R&D Центра» РИР Евгений Шиханов

 

«Наша платформа определенно востребована. Спрос на наши сервисы и выбор определенных модулей во многом обусловлены ежегодной корректировкой критериев, влияющих на индекс IQ городов. Как правило, город выбирает модули, закрывающие вопросы автоматизации процессов в рамках полномочий муниципалитетов по ФЗ-131 («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – прим. ред.), – подтверждает руководитель «R&D Центра» РИР Евгений Шиханов.

Что такое платформа «Умный город» и как ее подключить

Платформа «Умный город» Росатома позиционируется как единая информационная система, объединяющая функциональные модули, сторонние системы и группы пользователей по различным направлениям: городское управление, городская инфраструктура и ЖКХ, социально-культурная сфера, городские территории и общественный транспорт, общественная безопасность, бизнес. В данный момент из облака доступно решение «Умный город 2.0» – по сравнению с первой версией программного продукта, разработчик улучшил интерфейс и добавил функциональность.

 

 

Со стороны пользовательского интерфейса платформа представляет из себя типовое веб-приложение, имеющее открытый раздел для пользователей и закрытый раздел для администраторов и ответственных за ведение проекта сотрудников органов власти. Дополнительно платформа может быть реализована как мобильное приложение.

Структура платформы – модульная. Это означает, что администрация города, оценив свои текущие потребности и возможности бюджета, может собрать индивидуальное решение из функциональных модулей по принципу конструктора.

 

 

Для подключения к платформе уполномоченному представителю администрации города необходимо оставить заявку в веб-форме на сайте «Умные города Росатома» (rosatom.city), указав свои данные и информацию о городе, который он представляет, а также загрузив соответствующие документы. Гарантированный срок отклика – 24 часа. Если заявка успешно пройдет проверку, установка базовой комплектации сервиса произойдет автоматически, а ответственный сотрудник будет оповещен. В базовую (бесплатную для муниципалитета) комплектацию входят:

 

 

– Ядро платформы – обязательный модуль, программный код, реализующий набор сервисов, совместно используемых разными модулями: механизмы регистрации и авторизации, разграничение пользовательских прав по ролям, общеплатформенные настройки, механизмы логирования и других.

– Общедоступный модуль «Обращения жителей: городские проблемы» – публичный раздел веб-приложения, позволяющий жителям отмечать на интерактивной карте проблемные зоны: наличие ямы на дороге, неубранного снега или мусора, бродячих животных, проблем с освещением и т. д. Впоследствии система автоматически делегирует проблему, в зависимости от ее типа и местоположения, соответствующим исполнителям, уведомив об этом контролирующих лиц. Использование модуля предполагает активную обратную связь исполнителя с заявителем: по факту решения проблемы исполнитель указывает об этом в комментарии к заявке.

Всего же в структуре платформы «Умный город» – более 50 функциональных модулей, которые  предоставляются пользователю по модели SaaS (ПО как сервис). Каждый из них доступен в облаке Росатома, но многие требуют для подключения дополнительных условий – внедрения соответствующего аппаратного обеспечения.

«Установка оборудования (например, АСКУЭ для сбора данных с приборов учета, комплексов видеонаблюдения, контроллеров управления светофорными объектами и т. д.) требует в первую очередь предпроектного обследования инфраструктуры заказчика нашими специалистами. Далее следует проектирование, закупка оборудования, его монтаж и настройка. Как правило, на реализацию подобных проектов уходит один год, что хорошо синхронизируется с бюджетным годом (напомню, что основной заказчик платформы – это муниципалитеты)» – поясняет Евгений Шиханов.

 

 

К городскому сервису «Умного города» может подключиться любой пользователь. Регистрация проходит в течение минуты и требует лишь указания адреса электронной почты, куда приходит ссылка и пароль. Допускается также авторизация через социальные сети. После этого гражданин-физическое лицо или предприниматель может взаимодействовать с общедоступными разделами веб-приложения. Для служебных сервисов и доступа к закрытому разделу необходима более сложная процедура регистрации.

Структура платформы «Умного города» подробно

Платформа «Умный город» Росатома содержит четыре типа модулей: ядро (о нем мы упоминали выше), общедоступные модули (для горожан и бизнеса), служебные модули (для сотрудников муниципалитета, городских служб, ситуационного центра и т. д.) и модули, предназначенные одновременно для общественного и служебного использования.

 

 

Помимо «Обращений», к наиболее значимым общедоступным сервисам платформы (всего их около 17) можно отнести следующие:

«Полицейские участки» – информация о действующих на территории города пунктах полиции, часы работы пунктов, контактные данные участковых инспекторов.

«Медицинские учреждения» – информация о расположении, графике работы и контактах медицинских учреждений, располагающихся на территории города. Списки участковых терапевтов и педиатров, ссылки на самозапись к врачам и многое другое.

 

 

«Учреждения и городские сервисы» – информация об учреждениях города, их местоположении, контактная информация, часы работы, сведения о руководителях. К учреждениям относятся детские сады, школы, музеи, пожарные части, ДЮСШ, библиотеки, театры и другие. Можно фильтровать их по типу и искать по ключевым словам.

«Мониторинг общественного транспорта» – отображение на интерактивной карте маршрутов общественного транспорта, расписания, остановок, отслеживание передвижения наземного транспорта в режиме онлайн, возможность оценить поездку.

«Маркетплейс» – ряд модулей для бронирования и оплаты услуг муниципальных учреждений города и питания учащихся. Оплата производится в режиме онлайн с использованием банковской карты и выдачей электронного чека.

«График механизированной уборки» – информация для жителей о планах по механизированной очистке улиц, проездов, стоянок, подъездных путей к контейнерным площадкам на внутриквартальных территориях; о текущих и запланированных уборочных работах.

«Инициативные предложения граждан» – раздел для публикации предложений граждан по улучшению жизни города, а также реализации возможности оценивать и голосовать за вынесенные предложения.

 

 

Среди служебных сервисов платформы «Умный город» (всего их около 32) хотелось бы выделить следующие:

«Мониторинг: ситуационный центр» – «единое окно» оператора ситуационного центра, куда стекаются все события из разных модулей платформы (сообщения жителей, телефонограммы, земляные работы, сетевой мониторинг, диспетчеризация лифтов, СКУД, АСУДД, ДТП). Сервис помогает специалисту оперативно реагировать и информировать соответствующие ведомства, службы и сервисы города.

«Оперативное информирование: чат» – для оперативного информирования и обсуждения насущных вопросов городского управления между приглашенными организатором участниками.

«Система ГО и ЧС» – отображение на карте актуальной информации по местоположению точек оповещения о чрезвычайных ситуациях и зоне охвата этих точек.

«Видеонаблюдение» – модуль управления системой городского видеонаблюдения: отображение на карте информации по точкам местоположения видеокамер, возможность просмотра видеопотока в реальном времени и архивных записей. Городская система видеонаблюдения может использоваться также другими модулями: «Онлайн-поиск автомобиля и распознавание номеров», «Распознавание лиц», «Получение архивной видеозаписи с камеры».

«Данные ГИС ЖКХ» – актуальная информация о городских помещениях и проживающих в них жильцах: данные о зданиях, постоянно или временно зарегистрированных жильцах и т. д.

«Автоматизированная система управления дорожным движением АСУДД» – мониторинг и дистанционное управление светофорами, статистика трафика: средней скорости движения, произошедших ДТП.

«Дашборд» – аналитика основных показателей функционирования городского хозяйства и социально-экономических показателей.

Модули, предназначенные для общественного и служебного использования, – это «Избирательные округа», «Земляные работы», «Площади в аренду», «Нестандартные торговые объекты», «Коммерческая реклама».

Отметим, что некоторые модули платформы способны взаимодействовать между собой и взаимодополнять друг друга. Например, модуль обращения жителей осуществляет связь с модулями направления бережливого города: «Мониторинг», «Избирательные округа», «Мусор и ТКО», «Территории обслуживания управляющих компаний».

Преимущества и нюансы облачной платформы «Умный город»

Платформа «Умный город» Росатома обладает всеми преимуществами облачного решения: развернуть систему можно удаленно в течение дня, ее легко масштабировать, а выбор тех или иных модулей для внедрения остается за заказчиком. Не нужно задумываться об обслуживании и обновлении системы, этим занимаются специалисты поставщика сервиса.

Система полностью разработана в России, отвечает требованиям импортозамещения и включена в Реестр отечественного ПО Минцифры. Платформенное решение поддерживает интеграцию с основными федеральными, региональными и корпоративными ИТ-системами.

Нюанс состоит в том, что для работы некоторых более сложных модулей требуется установка на территории населенного пункта дополнительного оборудования: например, камер видеонаблюдения,  GPS-трекеров на транспорте, датчиков, аппаратных комплексов. Очевидно, что в зависимости от сложности проекта срок его реализации может быть гораздо больше, чем при подключении обычного облачного сервиса, а бюджет во многом будет зависеть от аппаратной части и стоимости внедрения.

Поэтому главным преимуществом платформы Росатома мы назовем популяризацию типового решения «умного» города. Вероятно, оптимальным вариантом для городских властей будет подключение к базовой функциональности платформы и последующее поэтапное внедрение каждого необходимого модуля.

Рубрики: Интеграция, Инновации

Ключевые слова: Умный город, Русатом, Росатом