Российский рынок ERP-систем живёт по общим законам мирового рынка, однако имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что здесь всегда присутствуют две группы решений: отечественные ERP-системы («1С», «Галактика» и другие) и зарубежные (SAP, Microsoft, Oracle и другие). Год от года на российском рынке, как и на мировом, наблюдается снижение количества новых внедрений ERP-систем. Если в 2013 году в России внедрено порядка 500 новых систем, то в 2019 порядка 200 (по исследованию DRGroup 2019 г.). В 2020 году наблюдается некоторый рост числа внедрений российских систем из-за политики импортозамещения. Первый этап автоматизации большинством заказчиков уже пройден, причем давно. В основном, все крупные и средние предприятия уже успели внедрить ERP-системы с разной степенью успешности.
Руководитель проектов отделения ERP-систем компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Андрей Жилин
Сейчас, когда финансовый год ещё не окончен, сложно точно оценить объём рынка. Финансовые итоги 2020 года будут подсчитаны в январе-феврале 2021 года. Вопрос о ёмкости рынка ERP-систем в 2020 году нужно рассматривать в двух плоскостях. Рынок зарубежных систем, несомненно, продемонстрирует снижение показателей в сравнении с 2019 и 2018 годами. А вот рынок отечественных систем в этом году вырастет. Это связано с продолжающейся политикой импортозамещения.
Основные драйверы 2020 года – это модернизация и кастомизация существующих систем, переход на новые версии ПО, миграция существующих систем в облако, замена иностранных систем на российское ПО, интеграция с системами класса Big Data и BPM, а также общий тренд, связанный с переходом на удалённую работу.
Однако главный тренд сегодняшнего дня, который весьма ощутимо повлиял и на российский рынок ERP в 2020 году – это импортозамещение. Многие государственные компании были вынуждены запустить процесс перехода с зарубежного ПО на российское. Этот процесс будет длиться ещё несколько лет. В ряде случаев переход на российское ПО крайне затруднён или невозможен. В вопросе перехода на российское ПО есть три основных барьера: ограниченность функционала в российских ERP, недостаточная их производительность при полной автоматизации всего производства (например, на задачах разузловки) и стоимость такой миграции. Поставщики российских систем стараются как можно быстрее довести свой продукт до уровня конкурентоспособности с ведущими зарубежными решениями, а заказчики и интеграторы, в свою очередь, стараются решить возможные проблемы при помощи кастомизации своих систем. Иногда переход с иностранной ERP-системы на российскую может стоить для компании слишком дорого и быть финансово губительным. Но чаще нет. Поэтому в каждом отдельном случае необходима детальная проработка, расчет стоимости миграции и ожидаемого экономического эффекта. Иными словами, требуется работа консультантов на проекте.
Нельзя обойти вниманием и ситуацию с пандемией 2020 года. Пришлось в очень короткие сроки менять бизнес-процессы, переводить большое количество сотрудников на удаленный режим работы, обеспечивая при этом полноценную трудовую деятельность. Это стало серьезнейшим вызовом для многих, потому что главной трудностью стало обеспечение доступности и безопасности корпоративных данных.
Рынок ERP-систем, требующих больших финансовых затрат, времени и человеческих ресурсов, постепенно сжимается. Происходит этот потому, что изменилась жизнь. Она ускорилась. Если раньше проекты могли тянуться по 5 лет, то сейчас об этом не может быть и речи. Проекты сдаются практически «с колес», активно используется подход agile, потому что позволяет получать результат максимально быстро, гибко настраивая систему в процессе её создания. Сейчас результат, пускай даже и самый минимальный, даже в виде 2-3 функций, работающих в тестовом режиме, должен быть виден уже через несколько месяцев после старта проекта. На самом деле agile, а также все другие популярные сейчас методологии, не является чем-то новым. Все они относятся к методикам внедрения проектов, либо к жизненному циклу ПО. Применение agile-методов позволило инвесторам, собственникам бизнеса, пользователям и владельцам ERP-систем увидеть первые результаты от внедрения очень быстро.
Тем не менее, при всей популярности и замечательных отзывах о методиках agile, далеко не все российские компании готовы полностью доверять этому подходу. Дело здесь в том, что литература и тренинги по agile-методам не учитывают порой юридических и бухгалтерских реалий проектной деятельности. Например, уже в самом начале ни заказчик, ни подрядчик не понимают, как юридически оформить проект по agile. Как в рамках договора указать «гибкую» разработку, как оговорить в юридических терминах то, что с течением времени и в зависимости от ситуации в компании или от ситуации на рынке, рамки, сроки и стоимость работ могут быть изменены? Как вписать в договор так называемый бэклог, юзер-сторис, приоритет задач в бэклоге, спринты, роль scrum-мастера, его полномочия и полномочия владельца продукта? Эти вопросы отталкивают лиц, принимающих решения, от запуска проектов по внедрению ERP-систем по методике agile. Поэтому на данный момент в профессиональной среде сложилось мнение, что agile-методы больше подходят для разработки ПО на стороне вендора или для сопровождения и доработки уже внедренного ПО.
Автор: руководитель проектов отделения ERP-систем компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Андрей Жилин