Заседание экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в области информационных технологий состоялось 21 апреля с участием представителей "Авито", ЦИАН, "Яндекса" и "Вайлдберриз", сообщила пресс-служба антимонопольной службы. В ведомстве усомнились в том, что компании соблюдают принципы взаимодействия участников цифровых рынков.
"Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Елена Заева отметила важность проведения открытых процедур до внесения изменений в оферты, недопустимость применения положений, допускающих неограниченное усмотрение платформ, недопустимость установления для контрагентов несоразмерных требований, необходимость установления четких и понятных правил поведения", - говорится в сообщении. Надзорное ведомство рекомендовало компаниям привести договоры "в соответствие с принципами разумности и добросовестности и провести разъяснительные кампании для потребителей".
В этой связи в ведомстве не исключили возможность регулирования рынка. "Как отмечалось при создании принципов, в случае, если механизмы "мягкого права" не обеспечат эффективного и добросовестного развития цифровых рынков, для рынка необходимо будет разработать механизмы надлежащего регулирования", - подчеркнул представитель ФАС.
В пресс-службе "Авито" заверили, что компания придерживается "принципов взаимодействия участников цифровых рынков, в формировании которых принимала активное участие". "Мы стремимся к тому, чтобы любые изменения, которые в постоянном режиме происходят на нашей платформе, всегда были основаны на справедливом распределении ценностного предложения для всех категорий пользователей и сопровождались детально проработанной коммуникацией и обучением", - прокомментировала пресс-служба претензии ФАС.
"Яндекс", ЦИАН и "Вайлдберриз" на запросы ComNews не ответили. Представитель компании – партнера "Вайлдберриз" с пятилетним опытом онлайн-продаж сообщил, что ранее при работе с маркет-плейсом регулярно возникали нестандартные ситуации, связанные с задержкой и пропажей товара на складах, частными штрафными санкциями и принудительными сезонными скидками. "За последнее время ситуация улучшилась", - добавил собеседник ComNews.
"Комиссии маркетплейсов за поставку товара могут доходить до 25%. "А "Летуаль" устанавливает комиссию на маркетплейсе косметических товаров даже в 40%. И эта область никак не регулируется. Мне представляется, что для онлайн-торговли размер комиссии, которую платит поставщик, должен быть ограничен 20%. Меньше - да, больше – нет", - считает независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский.
Поставщики площадок для онлайн-торговли, большинство из которых являются представителями малого и среднего бизнеса, испытывают сложности из-за постоянной смены договоров-оферты. "У типичного представителя малого и среднего бизнес нет возможности отслеживать все юридические и коммерческие аспекты договоров на ежедневной основе", - отмечает эксперт.
Он также обратил внимание, что некоторые маркетплейсы берут комиссии с покупателей за возврат товара, причем даже в том случае, если была ошибка со стороны поставщика (прислали не тот продукт, не того цвета, размера и т.п.) "Это похоже на форменный беспредел и требует регулирования. Потребитель не должен платить комиссию за возврат неправильно отгруженного товара или продукта ненадлежащего качества", - добавил Вадим Плесский.
Павел Синяков