В среду, 24 января, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский заявил, что ведомство установило «коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon». Служба в декабре завершила анализ состояния конкуренции на этом рынке и пришла к выводу, что вместе эти компании занимают около 80% рынка.
О каком именно рынке идет речь и по каким критериям ФАС оценивала долю Wildberries и Ozon, Шасколький не уточнил. Он лишь отметил, что на маркетплейсы поступает множество жалоб от их клиентов и контрагентов, чаще всего они касаются завышения логистических затрат, навязывания невыгодных условий, начисления штрафов.
Позднее в пресс-службе ФАС уточнили, что само по себе доминирующее положение на рынке не является нарушением, тем не менее случаи злоупотребления им являются поводом для принятия мер антимонопольного реагирования. Но сейчас ФАС ограничено в подобных мерах реагирования мораторием на проверки IT-компаний. «В этой связи служба неоднократно подчеркивала важность механизма саморегулирования в этой отрасли», — добавил представитель ведомства.
На вопрос РБК о методологии расчетов — рынка и доли игроков на нем — в ФАС не ответили.
Представитель Wildberries сообщил, что для компании заявление ФАС было ожидаемым: последние несколько лет бизнес растет, инфраструктура в регионах расширяется. Кроме того, по его словам, интернет-платформа активно инвестирует средства в проведение скидочных кампаний для покупателей, что увеличивает их спрос и позволяет продавцам наращивать объем продаж. «Масштаб бизнеса накладывает дополнительную ответственность — когда решения могут повлиять не только на развитие компании, но и всей индустрии в целом. Wildberries уже давно действует с учетом баланса интересов всех сторон платформенного бизнеса», — подчеркнул представитель площадки.
Представитель Ozon отказался от комментариев.
Опрошенные РБК эксперты по-разному оценивают доли Wildberries и Ozon, исходя из того, что считать рынком, на котором работают компании.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов утверждает, что закрепление за Ozon и Wildberries статуса коллективных монополистов не означает, что они занимают доминирующее положение по отдельности. «Они продолжат свое развитие, никаких репрессивных шагов в их адрес не предполагается — законом запрещено злоупотребление доминирующим положением», сообщил Соколов. По данным АКИТ, доля всей интернет-торговли в общем объеме розничных продаж немного превышает 13%, а на все маркетплейсы, включая нишевые и специализированные, в общей сумме онлайн-продаж приходится 57%, то есть порядка 7% в общем розничном обороте. Соколов выразил сожаление, что подобного результата по установлению ФАС коллективного доминирования до сих пор не смогли добиться на рынке эквайринга.
Михаил Бурмистров также считает, что никаких изменений в бизнесе площадок после заявления ведомства не последует: «ФАС проинформировал крупнейшие маркетплейсы о том, что они занимают доминирующее положение, и теперь речь идет о том, что если они этим положением будут злоупотреблять, то ФАС сможет применить соответствующие санкции, а учитывая мораторий на проверки IT-компаний, в моменте для платформ ничего не изменилось, и они продолжат активно координировать изменения в операционных процессах с ФАС и Минпромторгом».
Как пояснила глава юридического агентства «Фролова и Партнеры» Анна Фролова, заявленная формулировка ФАС означает, что крупные предприятия, такие как Ozon и Wildberries, «используют свою экономическую мощь, которая направлена на воспрепятствование эффективной конкуренции на рынке (в данном случае маркетплейсов)». Понятие коллективного доминирования, по ее словам, подразумевает, что компании совместно контролируют рынок, имеют возможность воздействовать на конкурентную среду и не дают возможности развиваться аналогичным компаниям, что по своей сути является монополией.
По словам Фроловой, теперь при покупке иных компаний или слияний Wildberries или Ozon будут обязаны получать на это разрешение у ФАС, а также согласовывать повышение цен или тарифов.
«Признание Wildberries и Ozon доминирующими на рынке носит сигнальный, превентивный и предупреждающий для них характер, — отметил доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве Игорь Семеновский. — Видимо, этот жест, по мнению ФАС, должен послужить командой к устранению максимально жестких перегибов во внутренних правилах и политиках со стороны данных организаций, на которые обращают внимание недовольные граждане и представители бизнеса, формируя определенный потенциал социального напряжения».
Александр Ситюков, Евгения Стогова, Елена Степанова, Сергей Гусев