В пояснительной записке к законопроекту авторы ссылаются на статистику Министерства внутренних дел, согласно которой каждое четвертое преступление совершается при помощи ИКТ или в сфере компьютерной информации. Антон Немкин, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, приводит данные, что в России за первые четыре месяца 2023 г. было зарегистрировано более 200 тысяч киберпреступлений, а каждый ущерб от подобных правонарушений составляет миллионы рублей. Поэтому в третьем чтении были приняты новые поправки в статью №104.1 Уголовного кодекса РФ (конфискация имущества) и статью №272 Уголовного кодекса РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации).
Теперь к имуществу, которое подлежит конфискации, относится то, что было получено в результате киберпреступлений - нарушений по статьям №273 "Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ", №274 "Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации", №274.1 "Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ". Кроме того, нелегально нажитое имущество может быть отобрано за неправомерный доступ к компьютерной информации, если это привело к значительному ущербу, было совершено группой лиц в сговоре или при использовании служебного положения, а также если преступление повлекло за собой серьезные последствия или создало угрозу.
В настоящее время конфискация имущества в России возможна только за определенные преступления, такие как убийство с отягчающими обстоятельствами, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами, изготовление и сбыт поддельных денег, теракт, хищение или вымогательство наркотиков, госизмена и другие. Антон Немкин считает, что на практике киберпреступники могут нанести не менее серьезный вред в некоторых случаях. К примеру, похить базу данных ведомства или объекта критической инфраструктуры.
Андрей Мишуков, директор по развитию бизнеса iTPROTECT, рассказал ComNews, что воспринимает обновление законодательства положительно. "Главное значение инициативы - помочь вернуть имущество потерпевшим, - отметил Мишуков. - Однако как и любая новая мера наказания, в краткосрочной перспективе она может привести к снижению количества преступлений, но в долгосрочной изменения вряд ли будут значительными".
Директор по продуктам компании "Гарда Технологии" Павел Кузнецов рассказал ComNews, что в целом считает правильной идею наказывать за киберпреступления конфискацией имущества. Однако вызывает вопросы квалификация правонарушения: "Зачастую финансово-мотивированные преступления в сфере высоких технологий квалифицируются не только по "компьютерным", но и по экономическим статьям, например "мошенническим" - статья № 159 УК РФ - как самая часто применяющаяся. Если новый закон направлен на устранение необходимости двойной квалификации и разработчики финансового вредоносного ПО будут сильнее ощущать свою имущественную ответственность за совершаемые деяния и неотвратимость применения таких мер, то, возможно, уровень мотивации злоумышленников снизится".
Законопроект об изменении в текущее законодательство внесли в Госдуму 18 ноября 2022 г. депутаты во главе с Василием Пискаревым, председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, и Андреем Клишасом, главой комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству.
Анна Швецова