Замминистра юстиции РФ Вадим Федоров отметил, что цифровизация влечёт за собой рост количества правонарушений, связанных с использованием ИКТ, появление новых форм и видов осуществления противоправной деятельности. Наиболее яркий пример, который «всплыл» в ходе обсуждения — «виртуальное изнасилование». Речь о надругательстве над аватаром пользователя в виртуальной реальности, подобные инциденты уже имели место за рубежом. Как с подобным иметь дело правосудию, большой вопрос.
Но пока более серьёзную проблему представляет рост других преступлений, совершаемых с помощью ИКТ, таких как хищения: «По официальной статистике правительства, каждое 3-е преступление в стране совершается в цифровой среде», напомнил первый зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов. Из них около 80% —дистанционные хищения.
Пока законодательство несколько не успевает за темпами цифровой трансформации: пока что-то тестируется и внедряется, постоянно появляется что-то новое. И необходимо продолжать формировать новые правовые средств реагирования.
К примеру, в декабре 2024 года в России утвердили концепцию госсистемы противодействия преступлениям, совершаемым с помощью «цифры», напомнил Вадим Федоров. На площадке правительства ведется активная работа по реализации комплекса мер, предусмотренных этой концепцией, включая установление ответственности за применение специальных технических средств при совершении преступлений.
Кроме того, сообщил замминистра, Минюст России разработал законопроект, который относит цифровую валюту к имуществу для целей ареста и последующей конфискации. По мнению участников сессии, это может помочь в борьбе с финансовыми преступлениями.