В конце мая «Почта России» предложила обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых составляет не менее 1 млрд рублей, уплачивать почтовому оператору инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. Эта мера может принести «Почте России» 24–25 млрд рублей ежегодно.
В Минцифры проект поддержали: в ведомстве считают, что такое решение позволит доставлять товары маркетплейсов туда, где нет их пунктов выдачи, а также сохранит работу почты. Нынешнее предложение — не первая мера поддержки. Ранее российские операторы связи платили 1,2% от выручки за оказание услуг связи в Фонд универсального обслуживания.
Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) встала на сторону маркетплейсов в борьбе против «почтового сбора». ФАС считает, что такой сбор повысит цены на продукцию. При этом эксперты отмечают, что «Почте России» действительно нужны средства на развитие инфраструктуры.
Инициатива Минцифры вдохновляет не всех участников рынка, считает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман.
— «Почта России» не бедствует, и объем источников пополнения счетов организации мы оцениваем как достаточный. Во-первых, это комиссии за коммунальные платежи: в регионах люди пенсионного возраста предпочитают оплачивать счета по старинке. Во-вторых, продажа товаров из разряда «1000 мелочей» по ценам выше магазинных. В-третьих, доставка товаров — например, сотрудничество с «Авито». В-четвертых, коммерческие отправления. По каждому из этих источников можно нарастить прибыль, увеличив тарифы, — заявил аналитик.
Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева поясняет, что в отдаленных районах страны отделения «Почты России» себя не окупают, но и не должны, поскольку компания имеет статус государственного значения.
— При этом в райцентрах и больших городах отделения чаще всего работают в «твердый» плюс, — добавляет эксперт.
Вместо того, чтобы облагать маркетплейсы инфраструктурным сбором, на госуровне следует поддержать мелких продавцов, пользующихся площадкой как онлайн-витриной, уверена она.
— Очевидно, что руководство крупных маркетплейсов немедленно переложит расходы на продавцов. Это могут быть как прямые платежи, так и увеличение комиссий или штрафов, а также усиление контроля для компенсации потерь. В конечном счете это нововведение отрицательно скажется на выручке рядовых мелких предпринимателей и приведет к росту цен на товары на маркетплейсах, — заключает Екатерина Косарева.
В определенной части «Почта России» и маркетплейсы являются конкурентами, утверждает заведующий кафедрой конкурентного права юридического факультета Института права и национальной безопасности РАНХиГС Андрей Тенишев.
— Потребитель может купить товар, и маркетплейс доставит его. Точно так же его может доставить и «Почта России». Поддерживать госмонополию за счет более успешных частных компаний — конкурентов — плохая идея, уверен эксперт.
По мнению Андрея Тенишева, если госмонополист убыточен, надо искать другие пути решения проблемы.
— Например, можно сокращать издержки, повышать эффективность деятельности и совершенствовать управление. В крайнем случае можно поднять тарифы. Также государство, как учредитель, может оказать «Почте» прямую финансовую помощь. Но это сложные пути. Тут думать надо. Работать. Обложить оброком конкурентов и оказать медвежью услугу всему рынку — проще всего. Но и стимулов для развития не будет ни у почты, ни у маркетплейсов, поясняет юрист.
При этом стоит обратить внимание на еще одну новеллу, которая почему-то находится в тени — придать «Почте России» статус федерального гарантирующего поставщика товаров электронной коммерции.
— Для быстрорастущего рынка электронной торговли и маркетплейсов это станет серьезным ударом по конкуренции в сфере электронной торговли, а убытки маркетплейсов в таком случае намного превысят суммы от предполагаемого инфраструктурного платежа, — подытоживает Андрей Тенишев.
Инфраструктурный платеж от маркетплейсов в пользу «Почты России», по сути, нацелен на субсидирование убыточных отделений госкомпании за счет частного сектора, полагает аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова.
— Очевидно, что такой сбор негативно скажется на маркетплейсах и больнее всего ударит по крупнейшим операторам (Wildberries, Ozon). Вместе с тем размер сбора не учитывает фактические коммерческие отношения маркетплейсов с «Почтой России», — отмечает эксперт.
— Вероятно, более справедливой мерой было бы введение сбора от оборота товаров, которые маркетплейс получил или обработал с участием госкомпании (например, платеж от оборота товара, импортированного с помощью «Почты России»). Однако определение таких условий существенно усложнит задачу сбора платежей, — приходит к выводу респондент издания.
Возложить расходы именно на маркетплейсы — логично, рассказал изданию эксперт инвестиционной компании «ИВА Партнерс» Артем Шахурин.
— Маркетплейсы — это прежде всего растущий высокодоходный бизнес, теснящий розничную торговлю. В то же время ситуация еще раз подчеркивает, что идея с акционированием «Почты России» была не вполне продуманной. Предприятие, несущее социальные функции, не получается сделать высокоприбыльным, а поддержка подобными мерами противоречит идее свободной конкуренции. То есть, в итоге не получается дешево ни для бюджета, ни для граждан, ни для бизнеса, — оценивает ситуацию эксперт.
Введение инфраструктурного платежа — нетривиальный вопрос, считает заместитель директора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ, партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин.
По его словам, опыт подобных коллективных инвестиций операторов связи в соответствующий Фонд позитивно сказался на развитии связи в малонаселенных пунктах.
— Одновременно есть определенное обоснование, почему «скидываться» должны именно маркетплейсы. «Почта России» готова доставлять их товары в отдаленные местности, где ее отделения убыточны, но их работа и персонал должны как-то поддерживаться. Это, безусловно, критически важно и для жителей таких районов и населенных пунктов, и для сохранения рабочих мест, что является уже делом государственной важности, — пояснил юрист.
По его словам, маркетплейсам предлагается не просто «пожертвование», а взносы в обмен на обслуживание. При этом альтернативы в поддержке «Почты России» пока не придумано, отмечает спикер.
— Конечно, есть и государственный бюджет, но субсидирование «Почты России» из него уже достаточно давно признано нецелесообразным. Плюс у государственной казны сегодня есть не менее насущные направления расходов, — добавил Олег Москвитин.
Эксперт подчеркивает, что ситуация складывается нерыночная, поскольку одни коммерческие структуры поддерживают другую (а «Почта России» — это коммерческое предприятие).
— Плюс любое увеличение издержек маркетплейсов может сказаться на стоимости размещенных там товаров, то есть, в итоге — на гражданах. Возможно, рост цен и не будет большим, исходя из величины «сбора», но тем не менее, — добавил юрист.
По его словам, ФАС России уже обратила на внимание на этот вопрос, а сам он требует дальнейшей серьезной проработки.
— В случае введения платежа маркетплейсы должны получить действительно качественную логистику от «Почты России». Как будет контролироваться этот вопрос, пока неясно, — уточнил собеседник «Известий».
По его словам, необходимо также повышать экономическую эффективность «Почты России» без ущерба для жителей отдаленных местностей и сотрудников отделений.
— Серьезный поток дополнительных финансов не должен застопорить эту работу, а новые средства не должны уходить как в бездонную бочку. Гарантированные доходы нередко создают такие риски, — подчеркивает Олег Москвитин.
Софья Смирнова