Провайдеры высказывают опасение относительно того, что потребуется расширять мощности существующих базовых станций ввиду совместного использования инфраструктуры. Также специалисты уверяют, что на основных федеральных трассах уже обеспечен должный уровень покрытия, поэтому речь идет именно о региональных автодорогах.
На данный момент в Минцифры идет обсуждение вопроса об обновлении закона, который предусматривает совместное использование базовых станций и частот для покрытия автодорог и прилегающих к ним небольших поселений. Это означает, что планируется внести очередные поправки в ФЗ «О связи». В июле 2022 года туда уже были внесены изменения, касающиеся совместного использования частот и базовых станций операторами связи, лицензированными Минцифры, на территории одного населенного пункта. Данная инициатива была направлена на то, чтобы обеспечить сотовой связью населенные пункты, в которых проживает 500-1000 человек. Правки были приняты 1 июня 2022 г в первом чтении.
Сейчас же предполагается рассмотреть расширение зон покрытия для региональных автотрасс и некоторых участков федеральных дорог. Какие населенные пункты из тех, где связь обслуживает только один сотовый оператор, попадут под данный законопроект, будет определено постановлением Правительства РФ. На это прямо указали в Минцифры.
Напомним, что в начале 2022 года в рамках немногочисленных мер поддержки деятельности операторов сотовой связи они были освобождены от покрытия крупных автотрасс и населенных пунктов с числом жителей свыше 1000 человек сетями LTE. Данное требование являлось обязательным условием для продления разрешения на использование частот 800 и 2600 МГц на срок 10 лет.
Однако сейчас Минцифры хочет вернуть зоны покрытия LTE. Главной целью этой инициативы, вероятно, является оптимизация использования инфраструктуры операторов. Ведь до сих пор рынок испытывает проблемы с поставками необходимого оборудования.
Сейчас требуется согласовать некоторые моменты, поэтому эксперты прогнозируют перенос слушания на осень. В Минцифы заявили, что необходимо оценить критерии уникальности базовых станций и определить их актуальность для конкретных населенных пунктов. Важно понимать, что увеличение участков покрытия повлечет потребность в приобретении дополнительного оборудования и получения лицензий для него.
Операторы не в восторге от возможности возврата к обязательствам по покрытию автотрасс. Они объясняют это тем, что выстроить инфраструктуру вдоль дороги сложнее, чем в самом населенном пункте. К тому же это на порядок дороже. Достаточно серьезной является проблема подключения энергетической инфраструктуры, которая предназначена для освещения дорог. Именно поэтому операторы предпочитают использовать мощности ближайщих селений. Некоторые эксперты уверяют, что для провайдеров инвестировать в развитие сетей вдоль региональных трасс просто невыгодно.