Проект закона №315954-8 вносит 12 поправок в действующий федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
По большей части эти поправки касаются основной деятельности Банка России как финансового регулятора и одной из структур, отвечающих за монетарную политику. Однако группа депутатов обратила внимание на роль финансового регулятора в сфере надзора над внедрением и использованием цифровых технологий в финансовом секторе. Авторы предполагают изложить полномочия ЦБ следующим образом: "Банк России осуществляет правовую регламентацию внедрения и использования передовых цифровых технологий на финансовом рынке".
"В связи с необходимостью внедрения и развития отечественных технологий и составных элементов цифровой финансовой инфраструктуры, представляется важным направлением деятельности Банка России - формирование новых подходов в правовом регулировании в этой сфере. С учетом потребительской значимости новых для России финансовых технологий необходимо определение правовой природы последних в условиях бурного развития цифровой экономики. Как известно, правовая неопределенность по ключевым вопросам становится первопричиной финансовых рисков и затрат, что тормозит развитие финансовой системы и создает угрозу экономической безопасности", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Член совета директоров "Диасофт" Александр Генцис считает данные корректировки обоснованными: "Предложенная в законопроекте формулировка оставляет возможности для других участников рынка таким же образом влиять на регламентацию внедрения и использования передовых цифровых технологий, принимать самостоятельные решения в зоне своих компетенций. Я считаю предложенные изменения позитивными, в первую очередь потому, что на протяжении последних десятилетий Банк России последовательно не просто поддерживал, а осуществлял конкретные меры, стимулирующие развитие современных технологий в финансовой отрасли. Кроме того, российские финансовые организации сейчас очень внимательно следуют указаниям Банка России, четко и в сроки выполняя регламенты. Это означает, что к вопросам автоматизации и цифровизации будет привлечено еще больше внимания банков. С одной стороны, нововведения могут выглядеть как некоторое давление со стороны регулятора, с другой - мы видим, что финансовый рынок России очень развит. При этом банки обладают большим технологическим потенциалом, достаточным для адаптации к новым условиям. Я считаю, что изменения приведут и к дальнейшему росту уровня сервиса для населения, и к формированию новых доходных направлений бизнеса для банков".
Компетенций сотрудников Центробанка, по мнению Александра Генциса, достаточно, что доказано практикой.
Сотрудник Минцифры, пожелавший остаться неназванным, считает меры, предложенные в законопроекте, в целом вполне разумными. У Минцифры и Банка России уже накоплен солидный опыт по разграничению полномочий в регулировании ИТ, банков и прочих компаний, подпадающих под регулирование ЦБ. Однако официальная позиция профильного ведомства будет соответствовать позиции правительства в целом. От официального комментария в Минцифры отказались. В Банке России на запрос ComNews не ответили.
Руководитель направления Aktiv.Consulting, председатель АБИСС Анастасия Харыбина напоминает, что Банку России давно вменены функции по стандартизации в части обеспечения информационной безопасности в финансовых организациях, что совершенно справедливо. По ее мнению, абсолютно логичной выглядит передача ЦБ вопросов, связанных с внедрением инновационных технологий, к которым относятся, например, биометрия, блокчейн и пр.
"Несколько лет назад за авторством Минцифры вышел приказ, в котором определялись правила сбора, хранения и обработки биометрических данных. И уже тогда ведомство выделяло финансовую отрасль как особое направление для регулирования, в связи с чем в нормативном документе был выделен отдельный пункт для финансовых организаций, - продолжает Анастасия Харыбина. - Поэтому совершенно объяснимо, что функции передаются Банку России. Процессы, происходящие в финансовых организациях, настолько уникальны, что только отраслевой регулятор может реально оценить не только возможность применения технологий, но и потенциальные угрозы от их внедрения. Сегодня вся деятельность Банка России направлена на обеспечение операционной надежности финансовых организаций, то есть на устойчивость всей финансовой отрасли. В этой связи важно правильно оценивать риски информационных угроз, на которые напрямую влияет в том числе внедрение инновационных технологий".
"Сферы ответственности Минцифры и Банка России не противоречат друг другу, а скорее наоборот - дополняют. Минцифры - министерство, которое отвечает за цифровизацию всех сфер экономики страны, формирует "общие правила игры". При этом Банк России определяет, что в этих рамках нужно предпринимать финансовым организациям. Формулировка изменений закона предполагает, что Банку России в пределах своих компетенций регулятора финансовой отрасли нужно будет занять еще более активную позицию", - уверен Александр Генцис.
Яков Шпунт