Сегодня робототехника является одним из передовых исследовательских направлений, которые открывают большие возможности для повышения автоматизации и производительности труда в самых разных отраслях экономики России – от промышленности и сельского хозяйства до освоения космоса и логистики. Одной из таких сфер является промышленность: автономные роботы имеют большой потенциал для повышения точности и скорости при транспортировке тяжелых грузов в по территории предприятий.
Однако для внедрения «умных» платформ в промышленности требуется разработка электропривода, удобных и понятных интерфейсов управления, а также создания точных систем позиционирования, которые обеспечат безопасность и правильность функционирования робота.
Ассистент кафедры систем автоматического управления (САУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Павлович Бондарчук:
«Мы разработали автоматизированную четырехколесную платформу, которая может самостоятельно перевозить грузы весом до 150 кг, обеспечивая тем самым эффективную логистику на территории предприятий. Благодаря модульной конструкции, а также тому, что платформа обладает высокоманевренной кинематической схемой 4WD4WS, она способна передвигаться в узких пространствах, разворачиваться на месте, менять направление движения без разворота, а также ездить боком, и все это с точностью до двух сантиметров. Мы на базе ЛЭТИ также разработали рулевое мотор -колесо, инвертор и программное обеспечение».
Разработанное в ЛЭТИ программное обеспечение позволяет пользователю построить маршрут транспортировки грузов (между двумя или несколькими точками). После запуска робот будет курсировать по заданной траектории самостоятельно.
Для обеспечения навигации и безопасности платформа может быть оснащена радаром, лидаром и другими источниками, позволяющими отслеживать ее положение и препятствия на пути. Максимальная скорость колесного робота – 12 км/ч, чего более чем достаточно для выполнения задач на промышленных объектах.
На данный момент аналоги, распространённые на рынке, приводятся в движение одним или двумя моторами. Разработка ЛЭТИ отличается от существующих роботов более высокой надежностью и КПД. Разработчики исключили механические передачи и поставили электропривод на каждое колесо. Такое решение позволило упростить элементы подвески и поворотные узлы. В случае отказа одного или нескольких электроприводов система управления позволяет продолжить движение по заданному маршруту, используя исправные приводы.
Руководитель направления проектного офиса, доцент кафедры САУ Денис Михайлович Филатов:
«На сегодняшний день наши технические и программные решения используются на предприятиях индустриальных партнеров ЛЭТИ».
Разработки в сфере создания автоматизированных платформ с электродвижением для нужд отечественной промышленности проводятся в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках программы развития университета «Приоритет 2030».