Профильная рабочая группа разработала проект законодательного регулирования искусственного интеллекта в России, сообщили РБК пять источников, знакомых с инициативой. В группу входят юристы, представители консалтинговых компаний и участников рынка, развивающих ИИ, указали они. Инициатива оформлена в виде законопроекта «О регулировании систем искусственного интеллекта (ИИ) в России» (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили два источника РБК на IT-рынке). Документ обсуждался на заседаниях рабочих групп в Госдуме, в «Деловой России», а также на отраслевых дискуссионных площадках, отметили собеседники РБК.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что он разработан для реализации Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года (была утверждена в феврале 2024 года).
Зампред комитета по информационной политике, член рабочей группы по ИИ в Госдуме Андрей Свинцов говорит, что сейчас по поручению председателя нижней палаты парламента Вячеслава Володина создана рабочая группа «по разработке всего, что связано с законодательством в области ИИ».
По его словам, законодательные инициативы пока депутатами «всерьез не рассматриваются». «Рабочая группа создана, для того чтобы проработать и внимательно, детально изучить все запросы от различных отраслей», — пояснил он. По словам Свинцова, в ближайшие месяцы должны появиться несколько инициатив, «которые точечно будут регулировать какие-то отраслевые запросы, вводить какие-то пилотные зоны или пилотные режимы», но законопроекта, который зарегулирует всю деятельность ИИ, в этом году он не ожидает. Среди тех сфер, которые отрегулируют в первую очередь, депутат назвал маркировку. Но законопроекта в готовой редакции в Госдуме пока нет, подчеркнул он.
Представители аппарата правительства и Минцифры говорят, что к ним не поступал на рассмотрение такой законопроект. Если поступит, они его рассмотрят.
Если документ будет принят в текущем виде, операторы и разработчики систем ИИ должны будут выполнить его требования в течение года после его вступления в силу; системы ИИ с высоким уровнем риска, которые были созданы до принятия проекта, должны будут пройти обязательную сертификацию в течение двух лет.
Источник РБК в одной компании — разработчике ИИ говорит, что ранее в правительстве заявляли о преждевременности регулирования этой технологии. Например, в феврале этого года вице-премьер Дмитрий Григоренко говорил, что законодательное регулирование ИИ не планируется в ближайшие два года.
«Российские компании внедряют меры по саморегулированию, используют маркировку ИИ-сгенерированного контента и действуют на основе отраслевых стандартов по ответственному развитию технологий искусственного интеллекта, — говорит источник РБК. — Чрезмерное и поспешное регулирование приведет к замедлению развития стратегически важной отрасли для экономики страны, ограничит возможности и пользу технологий для пользователей и бизнеса, приведет к технологическому отставанию отечественных игроков». Он отметил, что негативное влияние регулирования видно на примере европейских компаний: закон об ИИ в ЕС привел к тому, что лидеры рынка сокращают присутствие в регионе, собственные конкурентоспособные решения не появляются.
Директор по цифровым технологиям «Ростелекома» Роман Хазеев говорит, что на текущий момент еще нигде в мире не было сформировано достаточной законодательной базы и практик для определения ответственности разработчиков нейросетей, границ творчества и факта применения дипфейков. «Может показаться, что законодательные инициативы в этой части находятся в позиции догоняющих. Но это не так: введение регулирующих норм целесообразно только после определенной стабилизации процессов и формирования проблематики для урегулирования в законодательной плоскости», — говорит Хазеев, отмечая, что все видят увеличивающиеся случаи применения дипфейков, сталкиваются с трудностью отличить подлинную информацию от выдуманной.
Представители «Яндекса», МТС и VK отказались от комментариев. РБК направил запрос в «Сбер».
Анна Балашова,
Екатерина Шокурова,
Мария Лисицына,
Евгения Стогова