Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность реформы системы госзакупок препаратов для пациентов. Согласно поручениям по итогам совещания 23 июня, до 15 сентября Белый дом должен разработать проект создания в РФ единой площадки для госзакупок лекарств. Также Минздраву и ФАС поручено утвердить план мероприятий по определению взаимозаменяемости препаратов на 2018–2021 годы и разработать план подключения региональных информационных систем обеспечения льготников к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Уже с 1 июля текущего года в госзакупках лекарств должен быть обеспечен переход на использование средневзвешенных цен для однородных групп препаратов, а с 1 января 2019 года — «на использование референтных цен на лекарственные препараты, в отношении которых определена взаимозаменяемость».
Лекарства — вторая по объему статья расходов на госзакупки: в год центр и регионы тратят на них около 500 млрд руб. Идея оптимизировать эти закупки и за счет экономии расширить лекарственное обеспечение обсуждается в правительстве давно. В 2017 году было принято решение о том, что закупки лекарств нужно совершенствовать отдельно от остальных товаров — так параллельно с общей единой информсистемой госзакупок появилась самостоятельная информационно-аналитическая система мониторинга закупок препаратов, которая в перспективе позволит еще и отслеживать их передвижение по стране, остатки в больницах и на складах (за счет маркировки упаковок, см. “Ъ” от 18 мая). Также для снижения цен на торгах Минздрав планирует предложить новый подход к определению стоимости препаратов — с учетом референтных цен.
«Создание отдельной площадки для госзакупок препаратов — логичный шаг для дальнейшего контроля цен. Это позволит создать прямую конкуренцию между производителями, минимизирует возможность разночтений и коррупции в тендерах и создаст условия для существенного снижения себестоимости лекарств»,— говорит Иван Глушков, замглавы фармкомпании Stada CIS. По словам Сергея Шуляка, главы маркетинговой компании DSM-Group, при нынешних расходах на закупки лекарств экономия от перевода торгов на одну площадку может составить 30–50 млрд руб.— за счет снижения издержек поставщиков.
Представители же действующих электронных торговых площадок, на которых размещается госзаказ, напротив, не видят в инициативе смысла. «Цель создания такой площадки неочевидна, как и ее будущие задачи,— говорит гендиректор ЭТП Газпромбанка Михаил Константинов.— Долгое время на рынке ЭТП насаждалась идея универсальности площадок: Минфин год потратил на это, до него — Минэкономики, оба под руководством ФАС. "Растаскивание" площадок на специализированные — вредная для рынка непоследовательность». По словам главы ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрия Сытина, аналитику для мониторинга цен на лекарства можно получить и сейчас — с помощью каталога номенклатуры закупаемых товаров. «Отдельные площадки могут существовать для товаров, относящихся к гостайне, но для лекарств, если и рассматривать вариант отделения, было бы достаточно специального раздела на каждой из существующих ЭТП»,— говорит он. Чистые потери существующих площадок в случае перевода всех лекарственных торгов на одну составят 20–30% их прибыли и компенсировать эти потери из-за законодательного ограничения тарифов на другие торги будет невозможно, говорит господин Сытин. Расходы же на создание новой площадки «с нуля», по его словам, составят 200–300 млн руб.
В «РТ — Проектные технологии» (дочка «Ростеха», оператор единой информсистемы закупок) “Ъ” вчера заявили, что в обсуждении инициативы компания не участвовала: «Для нас это такая же новость, как для всех». В Минфине ограничились констатацией того, что вопрос создания спецЭТП для госзакупок лекарств «будет проработан со всеми заинтересованными ведомствами». Напомним, однако, что рынок госзаказа уже переживает масштабную реформу: до 1 октября должны быть отобраны универсальные ЭТП для электронных госзакупок и закупок госкомпаний у малого бизнеса по единым новым правилам. Отход от этой универсальности и неизбежное появление отдельного регулирования для выделенных секторов закупок в логику реформы не укладывается.
Анастасия Мануйлова, Дарья Николаева, Олег Сапожков