ФЗ № 230-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которыми с 1 октября 2021 г. будет расширен перечень операций некоммерческих организаций, подлежащих обязательному контролю, а также будут отслеживаться переводы любых сумм, которые получают физические и юридические лица из определенных стран и с некоторых территорий, перечень которых будет утверждаться Росфинмониторингом.
АРБ обратилась в Банк России и Федеральную службу по финансовому мониторингу с просьбой рассмотреть вопрос о введении моратория на применение в отношении кредитных организаций мер, предусмотренных статьей 74 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а в отношении должностных лиц кредитных организаций – мер административной ответственности, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением требований статьи 1 Федерального закона от 28.06.2021 № 230-ФЗ в течение шести месяцев с момента вступления их в силу, то есть до 1 апреля 2022 г.
Статья 74 предусматривает штраф в размере до 0,1% размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 100 тыс. руб. Пункт 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает следующие меры к кредитной организации за непредставление информации: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50. тыс. руб., на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В Ассоциации российских банков (АРБ) считают, что эти изменения повлекут за собой кратное увеличение количества обязательных электронных сообщений, направляемых банками в уполномоченный орган, что будет означать существенные дополнительные трудовые и временные затраты сотрудников банков. "Кроме того, банкам потребуются серьезные финансовые вложения, связанные с необходимостью оперативной доработки, налаживания и тестирования применяемого программного обеспечения и АБС. Очевидно, что автоматизировать заполнение абсолютно всех полей обязательных электронных сообщений будет невозможно, многие сведения уполномоченным сотрудникам банков придется проверять вручную. Отсутствие на сегодняшний день стопроцентно пригодного для новых требований программного обеспечения (тем более, в первые месяцы после вступления в силу Закона № 230-ФЗ) ставит под сомнение возможность передавать сведения в Росфинмониторинг вовремя и без ошибок. Нельзя забывать также о человеческом факторе, - сообщают в АРБ. - Однако нарушение требований противолегализационного законодательства может привести к серьезным санкциям со стороны регулятора и, в целом, к крайне негативным результатам для деятельности кредитной организации. Очевидно, что банкам необходим переходный период для адаптации собственного ПО и разработки механизмов внутреннего контроля в соответствии с новыми требованиями, введенными Законом № 230-ФЗ".
Президент АРБ Гарегин Тосунян рассказал корреспонденту ComNews, что указанные обращения АРБ уже получены адресатами. "Фактически, обязательному контролю будут подлежать все операции некоммерческих организаций (кроме некоторых видов некоммерческих организаций, которые попали в список исключений), независимо от суммы и цели совершаемой операции, - поясняет он. - Кроме того, под обязательный контроль попадут переводы любых сумм, которые получают физические и юридические лица (за исключением кредитной организации), иностранные структуры без образования юридического лица из определенных стран и с некоторых территорий, перечень которых будет утверждаться Росфинмониторингом как уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ".
До вступления указанных изменений в силу осталось чуть больше двух месяцев. "Как они будут реализовываться банками, пока не совсем ясно, - говорит президент АРБ. - Потребуются серьезные финансовые вложения, связанные с необходимостью оперативной доработки, отладки и тестирования программного обеспечения и автоматизированных банковских систем (АБС). Объем затрат на решение подобных вопросов индивидуален для каждого банка и зависит от совокупности факторов, таких как применяемая в банке ИТ-система, специализация банка, обслуживание некоммерческих организаций, количество таких клиентов в банке и прочих".
Гарегин Тосунян рассказал, что можно выделить несколько основных вопросов, связанных с автоматизацией и отладкой АБС. "Во-первых, автоматизировать заполнение абсолютно всех полей обязательных электронных сообщений будет невозможно в связи с отсутствием необходимых сведений в АБС, поэтому многие сведения уполномоченным сотрудникам банков придётся проверять вручную. Во-вторых, не известен перечень стран, переводы из которых будут запрещены для целей ПОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому заранее производить отладку АБС по этому направлению невозможно. А когда Росфинмониторинг утвердит данный перечень, возникнет следующая проблема: сотрудникам российских кредитных организаций придется (скорее всего, вручную) по БИК зарубежного банка, его наименованию и проч. реквизитам устанавливать страну его регистрации/нахождения и сравнивать полученную информацию с перечнем запрещенных стран, утвержденным Росфинмониторингом. В-третьих, лишь отдельные виды некоммерческих организаций в соответствии с Законом № 230-ФЗ попали в список исключений, и совершаемые ими операции не будут подлежать обязательному контролю. Следовательно, российские кредитные организации, начиная с 1 октября этого года, должны будут каким-то образом "отсеивать" указанные некоммерческие организации при осуществлении финансового мониторинга, - рассказал президент АРБ. -Также, поскольку произойдет существенное расширение числа операций, подлежащих обязательному контролю, это повысит нагрузку на используемые в банки АБС. Соответственно, необходимо будет увеличить мощность и проходимость таких банковских систем. Полгода – минимальный срок (в действительности понадобится гораздо больше времени) для усовершенствования автоматизированных банковских систем, в течение которого российские кредитные организации смогут так или иначе урегулировать большинство имеющихся технических проблем и наработать первую практику формирования и отправки в уполномоченный орган обязательных электронных сообщений в соответствии с требованиями Закона № 230-ФЗ".
Пресс-служба Банка России сообщила корреспонденту ComNews, что Центробанк еще до обращения АРБ подготовил проект информационного письма, в котором предложил установить мораторий и не применять меры ответственности за непредставление банками в уполномоченный орган сведений о новых операциях, подлежащих обязательному контролю, или нарушение порядка такого представления. "Сейчас проект письма согласовывается с Росфинмониторингом, в целом ведомство его поддерживает", - добавила пресс-служба Банка России.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын объяснил, что банки обеспокоены не столько вероятным банкротством ввиду затрат на дополнительную отчетность, сколько возможной административной ответственностью должностных лиц, то есть руководства банков, которое может попытаться уберечь бизнес от потрясений. "АРБ не просит миллиардных инвестиций или субсидий для банков, а пишет о необходимости переходного периода для адаптации собственного программного обеспечения и разработки механизмов внутреннего контроля, и просит не наказывать руководителей немедленно. Это означает, что до октября никакие затраты уже не спасут, а в принципе они будут не очень большие. В письме отмечается лишь, что они будут "серьезными". По-видимому, вопрос о радикальном изменении собственно ИТ-системы не стоит. В письме АРБ говорится о необходимости доработки программного обеспечения, а не о покупке нового. Главная проблема, скорее всего, состоит в том, что при существующих технологиях разработки и эксплуатации в ответах регулятору будут ошибки. А за эти ошибки руководителей банков можно будет привлечь к административной ответственности, и переложить на технических специалистов эту ответственность они сейчас не могут. В течение полугода банки, судя по всему, управились бы, но трех месяцев им недостаточно", - прокомментировал аналитик.
Юлия Мельникова